Пояснительная записка Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 201 (далее – МБДОУ № 201) разработан в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 3013 г. №1155) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384); - СанПиНом 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28; - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014); - Устав МБДОУ; - Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ. Учебный план – документ, который определяет перечень образовательных областей (с учетом принципа интеграции содержания), образовательную нагрузку на ребенка (с учетом возраста) в организационных формах обучения (образовательных предложений для всей группы детей) в детских видах деятельности – непрерывной образовательной деятельности, их последовательности и распределении по частоте, длительности организации каждого из пяти модулей образовательной деятельности, обеспечивающих освоение ООП ДО. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа направлена на: - сохранение и укрепление здоровья детей раннего и дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; - развитие базовой культуры, физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка; - формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка. Учебный план и логика его построения отражают основные задачи и цели, стоящие перед МБДОУ и создают возможности для развития способностей каждого ребенка с учетом интересов и их психологических особенностей. Принципы формирования учебного плана МБДОУ. - целостность; - преемственность между возрастными группами; - вариативность; - нормативность, т.е. соответствие требованиям к нормам максимальной нагрузки на ребенка в организованных формах обучения в соответствии с СанПиН. Общий объем обязательной части основной образовательной программыМБДОУ, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой образования и включая время отведенное на: - образовательную деятельность; - образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; - совместную деятельность взрослого с детьми; - самостоятельную деятельность детей. Во время учебного года вся образовательная деятельность проводиться в первой половине дня, для детей старшего дошкольного возраста образовательная деятельность проводится в первой и во второй половине дня. Учебный год составляет 37 недель, начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая, 2 недели отводится на адаптационный период для вновь прибывших детей и детей группы раннего возраста. С 1 января по 8 января в детском саду – каникулы. Перерыв между периодами образовательной деятельности – не менее 10 минут. В середине образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организовывается в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные и музыкальные занятия. В летний период проводятся спортивные и подвижные игры, музыкальные и спортивные праздники, увеличивается продолжительность прогулки. В структуре учебного плана выделяется обязательная часть и часть формируемая участниками образовательного процесса. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. - «Социально-коммуникативное развитие»; - «Познавательное развитие»; - «Речевое развитие»; - «Художественно-эстетическое развитие»; - «Физическое развитие». Часть, формируемая участниками образовательных отношений сформирована в соответствии с выбранными участниками образовательных отношений парциальными, авторскими образовательными программами. Каждая из парциальных программ является взаимодополняющей для реализации задач образовательных областей: - Образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста «Мы живем на Урале». Авт. Толстикова О.В., Савельева О.В. – Екатеринбург ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014г. - Образовательная программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности на дороге». Толстикова О.В., Гатченко Т.Г. - Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО». – 2011 г.; - Безруких, М. М., Макеева, А. Г., Филиппова, Т. А. Разговор о здоровье и правильном питании / Методическое пособие. — М.: Абрис, 2019. - Программа художественного воспитания и обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Лыкова И.А. – М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб.и доп. - Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. Парциальные образовательные программы реализуются через совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность и в процессе проведения образовательных ситуаций в режимных моментах. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с с точки зрения реализации требований ФГОС ДО, сохраняя комплексность подхода в направлениях развития и образования детей (далее образовательные области) и представлены модулями образовательной деятельности. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общение и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление создания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой , детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылок обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Образовательная деятельность, осуществляемая в совместных формах взаимодействия (в режиме дня) В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применять имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи. Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени и в вечернее время, включает: - наблюдение, в уголке природы, за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку); - индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.) - создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости со взрослым и сверстниками; - трудовые поручения (сервировки столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.); - беседы и разговоры с детьми по их интересам; - рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания; - индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей; - двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня; - работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья. Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает: - подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепления здоровья детей; - наблюдение за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней; - экспериментирование с объектами неживой природы; - сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом); - элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада; - свободное общение воспитателя с детьми. Образовательная деятельность, осуществляемая в совместных формах образовательной деятельности. Образовательная деятельность основана на организации таких видов деятельности как: Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем в специально оборудованном помещении. Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической активности. Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей. Изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественнотворческой деятельности (рисование, лепка, аппликация) деятельности и конструирования. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются во второй половине дня в совместной деятельности взрослого и детей. В течение всего образовательного периода осуществляется работа учителя-логопеда. Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда не входят в учебный план и проводятся малыми подгруппами или индивидуально. Продолжительность образовательной нагрузки на одном занятии для детей от 2 до 3 лет - не более 10 минут; для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут; для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут; для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут; для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Продолжительность образовательной нагрузки в день для детей от 2 до 3 лет - не более 20 минут; для детей от 3 до 4 лет - не более 30 минут; для детей от 4 до 5 лет - не более 40 минут; для детей от 5 до 6 лет - не более 50 или 75, если одно занятие пройдет после дневного сна; для детей от 6 до 7 лет - не более 90 минут (1,5 часа). Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки: для детей от 2 до 3 лет для детей от 3 до 4 лет для детей от 4 до 5 лет для детей от 5 до 6 лет для детей от 6 до 7 лет - 1 час. 40 мин (100 мин); 2 час. 30 мин (150 мин); 3 час 20 мин (200 мин); 5 час 50 мин (355 мин); 7 час 30 мин (450 мин). Занятия по физическому развитию: для детей от 2 до 3 лет для детей от 3 до 4 лет для детей от 4 до 5 лет для детей от 5 до 6 лет для детей от 6 до 7 лет - 10 мин, не менее 2 занятий в неделю; 15 мин, не менее 3 занятий в неделю; 20 мин, не менее 3 занятий в неделю; 25 мин, не менее 3 занятий в неделю; 30 мин, не менее 3 занятий в неделю. Один раз в неделю для детей от 5 – 7 лет следует организовать занятия по физическому развитию на открытом воздухе. Проводятся только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и при наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. На основе учебного плана составлен режим занятий (расписание непрерывной образовательной деятельности). Цель – отрегулировать нагрузку, определить чередование различных видов образовательной деятельности в целях снятия перегрузки, предупреждения утомляемости детского организма, обеспечения разнообразия форм организации и видов совместной образовательной деятельности, чередование статичных и динамичных видов деятельности. Учебный план образовательной деятельности на 2023 – 2024 учебный год В группах общеразвивающей направленности для детей раннего возраста (3-го года жизни) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 201 Вид детской деятельности Длительность Физическое развитие Двигательная деятельность Познавательное развитие Познавательная деятельность Предметная деятельность и игры с дидактическими игрушками год 8 80 мин 76 760 мин 2 20 мин 8 80 мин 76 760 мин 1 10 мин 1 10 мин 1 10 мин 1 10 мин 5 50 мин 2 20 мин 1 10 мин 4 20 мин 4 20 мин 4 20 мин 4 40 мин 20 200 мин 8 80 мин 4 20 мин 38 380 мин 38 380 мин 38 380 мин 38 380 мин 190 1900 мин 76 760 мин 38 380 мин 1 10 мин 1 10 мин 4 20 мин 4 20 мин 38 380 мин 38 380 мин 10 100 мин 40 400 мин 380 3800 мин неделя Обязательная часть 2 20 мин Экспериментирование с материалами и веществами Речевое развитие Развитие речи Художественно-эстетическое развитие Музыкальная деятельность Изобразительная деятельность - рисование - лепка - конструирование из мелкого и крупного строительного материала Максимально допустимый объем образовательной деятельности 1 младшая группа дети 3 года жизни не более 10 мин месяц Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1 раз в неделю в совместной деятельности взрослого и детей не более 10 мин. парциальная программа художественно-эстетического развития «Цветные ладошки детей 2-7 лет в изобразительной деятельности» Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут В ходе совместной деятельности с детьми, в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей организуются следующие виды деятельности - общение со взрослыми - совместные игры со сверстниками под руководством взрослого - восприятие смысла сказок и стихов - самообслуживание и элементарный труд - действия с бытовыми предметами-орудиями Учебный план образовательной деятельности на 2023 – 2024 учебный год В группах общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста (3-7 лет) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 201 Образовательная область Вид детской деятельности Длительность Физическое развитие Двигательная деятельность Познавательное развитие Познавательно-исследовательская деятельность Математические представления Ознакомление с окружающим миром и природы Экспериментирование Речевое развитие Развитие речи Подготовка к обучению грамоте Восприятие художественной литературы и фольклора Художественно-эстетическое развитие Музыкальная деятельность Изобразительная деятельность - рисование - лепка - аппликация младшая группа дети 4 года жизни не более 15 минут неделя месяц год средняя группа дети 5-го года жизни старшая группа дети 6-го года жизни подготовительная группа дети 7-го года жизни 3 45 мин 12 180 мин 114 1710мин не более 20 минут неделя месяц год Обязательная частя 3 12 114 60 мин 240 мин 2280 мин не более 25 минут неделя месяц год не более 30 минут неделя месяц год 3 75 мин 12 300 мин 114 2850мин 3 90 мин 12 360 мин 114 3420мин 2 30 мин 8 120 мин 76 1140мин 2 40 мин 8 160 мин 76 1520 мин 3 75 мин 12 300 мин 114 2850мин 4 120 мин 16 480 мин 152 4560мин 1 15 мин 0,5 15 мин 4 60 мин 2 30 мин 38 570 мин 19 285 мин 1 20 мин 0,5 20 мин 4 80 мин 2 40 мин 38 760 мин 19 380 мин 1 25 мин 1 25 мин 4 100 мин 4 100 мин 38 950 мин 38 950 мин 2 60 мин 1 30 мин 8 320 мин 4 120 мин 76 2280мин 38 1140 мин 0,5 15 мин 1 15 мин 0,5 15 мин 2 30 мин 4 60 мин 2 30 мин 19 285 мин 38 570 мин 19 285 мин 0,5 20 мин 1 20 мин 0,5 20 мин 2 40 мин 4 80 мин 2 40 мин 19 380 мин 38 760 мин 19 380 мин 1 25 мин 3 40 мин 2 75 мин 4 100 мин 12 300 мин 8 200 мин 38 950 мин 114 1850мин 76 1900 мин 1 30 мин 3 90 мин 2 30 мин 4 120 мин 12 360 мин 8 240 мин 38 1140 мин 0,5 15 мин 2 19 0,5 2 19 1 4 38 1 4 30 мин 285 мин 20 мин 40 мин 380 мин 25 мин 100 мин 950 мин 30 мин 120 мин Реализуется: в совместной деятельности взрослого и детей, а также в самостоятельной деятельности 4 60 мин 16 240 мин 152 2280мин 4 80 мин 16 320 мин 152 3040 мин 5 125 мин 20 500 мин 180 4500мин 5 150 мин 20 600 мин 2 30 мин 0,5 15 мин 8 120 мин 2 30 мин 76 1140 мин 19 285 мин 2 40 мин 0,5 20 мин 8 160 мин 2 40 мин 76 1520 мин 19 380 мин 2 50 мин 8 200 мин 76 1900мин 2 60 мин 1 30 мин 8 240 мин 4 120 мин 0,5 15 мин 0,5 15 мин 2 30 мин 2 30 мин 19 285 мин 19 285 мин 0,5 15 мин 0,5 15 мин 2 30 мин 2 30 мин 19 285 мин 19 285 мин 1 30 мин 0,5 30 мин 4 120 мин 2 60 мин 1 4 38 25 мин 100 мин 950 мин 1 4 38 25 мин 0,5 25 мин 100 мин 2 50 мин 950 мин 19 475 мин 114 3420 мин 76 2280 мин 38 1140 мин 190 5700мин 76 2280 мин 38 1140 мин 38 1140 мин 19 570 мин - конструирование Социально – коммуникативное развитие Игровая деятельность Трудовая деятельность Максимально допустимый объем образовательной деятельности «Мы живем на Урале» «Азбука безопасности на дороге» Разговор о здоровом и правильном питании 0,5 15 мин 2 30 мин 19 285 мин 0,5 15 мин 2 30 мин 19 285 мин 0,5 2 19 0,5 2 19 25 мин 50 мин 475 мин 30 мин 60 мин 570 мин Реализуется: через интеграцию образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и детей, а также в самостоятельной деятельности Реализуется в совместной деятельности и в самостоятельной деятельности в форме самообслуживания элементарного хозяйственно-бытового труда, труда в природе не более 20 мин. 10 40 360 10 40 360 14 56 504 15 60 570 150 600 5400 200 800 7200 350 1400 12600 450 1800 17100 мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин Часть, формируемая участниками образовательного процесса 1 раз в 2 недели в совместной деятельности взрослого и детей не более 20 мин.1 раз в неделю в совместной деятельности взрослого и детей не более 15 мин. - 1 раз в 2 недели в совместной деятельности взрослого и детей не более 20 мин. 1 раз в неделю в совместной деятельности взрослого и детей не более 20 мин. - 1 раз в неделю в совместной деятельности взрослого и детей не более 25 мин. 1 раз в неделю в совместной деятельности взрослого и детей не более 25 мин. - Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста « Ладушки» 1 раз в 2 недели в совместной деятельности взрослого и детей не более 20 мин. 1 раз в 2 недели в совместной деятельности взрослого и детей не более 20 мин 1 раз в 2 недели в совместной деятельности взрослого и детей не более 20 мин «Цветные ладошки» парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности 1 раз в 2 недели в совместной деятельности взрослого и детей не более 20 мин. 1 раз в 2 недели в совместной деятельности взрослого и детей не более 20 мин 1 раз в 2 недели в совместной деятельности взрослого и детей не более 20 мин 1 раз в неделю в совместной деятельности взрослого и детей не более 30 мин. 1 раз в неделю в совместной деятельности взрослого и детей не более 30 мин. 1 раз в неделю в совместной деятельности взрослого и детей не более 30 мин. 1 раз в 2 недели в совместной деятельности взрослого и детей не более 20 мин 1 раз в 2 недели в совместной деятельности взрослого и детей не более 20 мин Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут Образовательная деятельность на логопункте учителем-логопедом проводится индивидуально В ходе совместной деятельности с детьми, в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей организуются следующие виды деятельности: - социально-коммуникативное развитие: нравственное воспитание - развитие общения - игровая деятельность - чтение художественной литературы - самообслуживание, трудовое воспитание (элементарный труд, труд в природе) - конструктивно-модельная деятельности.