Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа – общеразвивающая программа «Речевая мозаика» (далее – Программа) является нормативно - управленческим документом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 201 (далее – МБДОУ), характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога с воспитанниками в рамках образовательной области «Речевое развитие», описывает курс подготовки младшего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста с 3 до 7 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа имеет социальнопедагогическую направленность. Программа направлена на всестороннее развитие ребёнка: совершенствование его речи, овладение коммуникативными навыками, совершенствование двигательных функций и умение ориентироваться в окружающем мире (использование упражнений по логоритмике Железновых), что не только помогает решать оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи, но и является профилактикой речевых нарушений. Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утвержденное приказом Минобрнауки РФ от 27.10.2011 г. № 2562); Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17октября 2013 г. N 1155); СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. N 26); Приказ Министерства просвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 09.11.2018 №196); Программа коррекция нарушений речи. Авторы: Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова. Устав МБДОУ – детского сада № 201 Программа по дополнительной платной услуге рассчитана на детей 3-7 лет (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). Занятия проводятся индивидуально или в мини-группах (2 человека). Срок реализации программы: апрель-июнь 2021 года. Цель программы: преодоление нарушений звукопроизношения, подготовка детей к школе и наряду с сохранением и укреплением здоровья, обеспечение своевременного и полноценного речевого и психического развития. Задачи программы: 1. развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов; 2. формирование произносительных навыков; 3. развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа; 4. совершенствование лексико-грамматических конструкций; 5. развитие неречевых психических процессов; 6. развитие мелкой моторики пальцев рук. Программой предусмотрено необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие. Программа основывается на следующих принципах: Онтогенетический принцип (учитывает последовательность появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе); Принцип развития (предполагает выделение тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка); Принцип индивидуализации (построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования); Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка (предполагает создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности; создание ситуаций, побуждающих детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых самостоятельных решений); Принцип интеграции усилий специалистов и воспитателей (предполагает взаимосвязь всех участников коррекционно-развивающей работы ДОУ с целью обеспечения оптимальных условий для устранения речевых недостатков и совершенствования речи детей); Принцип конкретности и доступности учебного материала (предполагает соответствие требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям ребенка); Принцип сотрудничества ДОУ с семьей (предполагает открытость ДОУ для родителей, т.е. родителю обеспечивается возможность знать и видеть как развивается ребенок; привлечение родителей к участию в мероприятиях ДОУ); Принцип деятельностного подхода (определяет подходы к содержанию и построению обучения, с учетом ведущей деятельности дошкольника). Учебный год составляет 11 недель. Учебный год начинается 12 апреля 2021 г. и заканчивается 30 июня 2021 г. Учебный план общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Речевая мозаика», реализуемой на платной основе в 2020-2021 учебном году Направленно сть Название програм мы Форма занятий Социальнопедагогическ ая Речевая мозаика Индивидуаль ная Год обучен ия 1 год Учебная группа Количест Наполняемо во групп сть 1 12 Возра ст детей Количест во часов 3-7 лет 1 час