Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа – общеразвивающая программа «Расписной самовар» (далее – Программа) является нормативно - управленческим документом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 201 (далее – МБДОУ), характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога с воспитанниками в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», описывает курс подготовки среднего и по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с 4 до 7 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа имеет художественную направленность. Основанием для разработки Программы являются нормативные правовые документы: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». - Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р. - Приказ Министерства просвещения РФ от 29 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрирован в Минюсте России 29 ноября 2018г. № 52831). - Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования». - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». - Приложение, утвержденное приказом Министерства здравоохранения социального развития РФ от 26 августа 2010 года N 761н «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих». - Устав МБДОУ – детского сада № 201 Предлагаемая общеобразовательная программа «Расписной самовар» рассчитана для работы с детьми дошкольного возраста в рамках обучения в детском саду. И является для воспитанников дополнительным образованием. Программой предусмотрено приобретение детьми начальных танцевальных навыков и развитие музыкального слуха и ритма. Развитие природных хореографических данных и укрепление основных групп мышц. Занятия танцами формируют положительные эмоции. На занятиях раскрывается творческая индивидуальность каждого ребенка, дети общаются со своими сверстниками, привыкают к коллективу. Программа имеет художественную направленность и общекультурный уровень освоения. Актуальность программы состоит в том, что хореография способствует гармоничному развитию детей в дошкольном возрасте, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Игровой танец обогащает детей яркими образными движениями, улучшает функции внимания, способствует эмоциональной разрядке. Систематические занятия хореографией гармонично развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков (сутулости, косолапости), вырабатывают правильную осанку и красивую походку. Все виды музыкально-ритмической деятельности способствуют правильному выполнению основных движений. Повышают их четкость, выразительность. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что под влиянием музыкально-ритмической деятельности развиваются положительные качества личности ребенка: дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность Цель программы – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства. Задачи: Образовательные: - Обучить детей танцевальным движениям. - Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями. - Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - Формировать умение ориентироваться в пространстве. - Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы. Воспитательные: - Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности. - Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе. - Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми. - Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве. Развивающие: - Развивать творческие способности детей. - Развить музыкальный слух и чувство ритма. - Развить воображение, фантазию. Оздоровительные: - укрепление здоровья детей. Программа рассчитана на три года обучения и рекомендуется для занятий детей с 4 до 7 лет. Рабочая программа танцевального кружка предлагает проведение занятий 2 раз в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий танцевального кружка 72 ч. Занятия длятся в средней группе 20 мин, в старшей 25 мин, в подготовительной к школе группе 30-35 мин.. Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству. Развитие музыкальности: • воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку в свободных играх; • обогащение слушательского опыта – включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов-классиков («Детский альбом» П.Чайковского, «Бирюльки» М. Майкапара); • развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое-грустное, шаловливое-спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.); • развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно быстрый – умеренно медленный, быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных); различать 2-3 частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями; • развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове. Развитие двигательных качеств и умений Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Основные: • ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках; • бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («Бабочки», «Птички», «Ручейки» и т.д.), широкий («Волк»), острый (бежим по «горячему песку»); • прыжковые движения – на двух ногах на месте, продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкие поскоки; общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на гибкость, плавность движений; имитационные движения разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние («веселый» или «трусливый зайчик», «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат» и т.д.). Уметь передавать динамику настроения. плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по координации. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, строится в шеренгу и колонну, в несколько кругов. Развитие творческих способностей: • воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку; • формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку; • развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ. Развитие и тренировка психических процессов: • развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию; • развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д.; • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах; • развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи – в умении выразить свое восприятие в движениях, а также рисунках, в словесном описании. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности: • воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике; • формирование чувства такта; • воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д. Показателем уровня развития является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку. Учебный год составляет 39 недель, (18 недель - первая половина года, 21 недели – вторая половина года). Учебный год начинается 1 сентября 2020 г. и заканчивается 31 мая 2021 г. С 01.01.2021 по 08.01.2021 в детском саду – каникулы. Учебный план общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Расписной самовар», реализуемой на платной основе в 2020-2021 учебном году (стартовый уровень) группа обучения - первый Период прохождения материала Количе ство часов Перечисление тем Тема 1. Диагностика музыкально-двигательных уровня Итоговые мероприят ия Кол-во часов Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май способностей детей на начало года. Тема 2. Осенний листопад. -Познакомить детей с понятиями «осень», «осенние листочки», «осенний листопад». -Расширять знания детей о понятиях «танец», «ориентировка в пространстве», «ровная спина», «носик смотрит прямо». -Учить первичным навыкам «находить свое место на краю ковра», «двигаться по краю ковра». Тема 3. Заводные султанчики. -Познакомить детей с понятиями «зима», «зимние праздники». -Расширять знание детей о понятиях «линии», «повороты, выпады вправо и влево». -Учить движения хороводного шага, держась за руки и соблюдая правильную форму круга. Тема 4. У мамы – кошечки. -Познакомить детей с понятиями «весна», «мамин праздник». -Учить передавать характер, мимику, пластику, воображение, через движения с сюжетным наполнением танца. -Расширять имитационные знания о понятиях «кошечка точит коготки», «умывается», «ползает», «виляет хвостиком», «болтает ножками». Тема 5. Пестрые ленточки. -Развивать музыкально-ритмическую координацию движений, способность выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, используя предметы. -Расширять умение перестраиваться из большого круга в маленький и наоборот, не держась за руки. -Учить детей движением в работе с лентой: «поочередное поднятие рук», «круговые движения рук», «змейка», «водопад». Тема 6. Любимые танцы. -Повторение и закрепление пройденного за учебный год материала. -Способствовать формированию настойчивости, выдержки в достижении результатов на занятиях хореографией. -Учиться музыкально, выразительно и эмоционально передавать характерные 8 Осенний праздник 1 7 8 Праздник Нового года 1 Праздник 23 февраля 1 Праздник 8 марта 1 Весенний праздник 1 7 8 7 7 7 Показ 7 итогового 1 движения в танце. Тема 7. Диагностика музыкально-двигательных способностей детей. занятия уровня Всего 72 часа Учебный план общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Расписной самовар», реализуемой на платной основе в 2020-2021 учебном году группа обучения – второй Период прохожден ия материала Сентябрь Октябрь Перечисление тем теория Тема1. «Диагностика уровня музыкальнодвигательных способностей детей на начало года. Тема 2. «Культура поведения на занятиях хореографии» Тема 3. «Культура поведения в театре» Коли честв о часо в Перечислен ие тем практика 4 Коли честв о часо в Тема 1. «Волшебная осень» «Путешестви ев осенний лес» 6 Ноябрь Тема 4. «Танцевальное искусство» 2 2 Декабрь Тема 5. «Виды хореографии» 2 4 Январь Февраль Тема 7. «Народный танец» 2 2 Итоговые мероприятия часо в 6 2 Тема 6. «Сюжетный танец» Колво Тема 2. «Здравствуй , гостьязима!» 1 4 «Новогодняя сказка» 1 6 Тема 8. «Бальный танец» Март Апрель 2 Тема 9. «Историко 8 Тема 4. «В гости к весне» – бытовой «Весенняя капель» 1 танец» 4 2 Май Тема 10. «Танцевальный Воскресенск» 2 Тема 5. «Здравствуй , лето!» «День города» 1 72 часа Итого Учебный план общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Расписной самовар», реализуемой на платной основе в 2020-2021 учебном году группа обучения - третий Период прохожде ния материал а Перечисление теория Сентябрь Тема1. «Диагностика уровня музыкальнодвигательных способностей детей на начало года. Тема 2. «Бальный танец» Октябрь Ноябрь Декабрь Январь тем Тема 3. «Классический танец» Тема 4. «Историко танец» – бытовой Тема 5. «Современный танец» Тема 6. «Танцы народов мира» Колич ество часов Перечислени е тем практика Количеств о часов Итоговы е меропри ятия Ко лво ча со в 1 4 6 Тема 1. «Волшебная осень» «Золотая осень» 2 6 2 2 2 2 4 Тема 2. 4 1 «Новогод ний Февраль Март Апрель Май Итого Тема 7. «Русский танец» народный Тема 8. «Испанский танец» 2 2 Тема 9. «Цыганский танец» Тема 10. «Путешествие странам» «Здравствуй, гостья-зима!» карнавал » 6 1 8 2 по 2 Тема 4. «В гости к весне» Тема 5. «Здравствуй, лето!» 4 4 72 час «Весна стучится в окна» «Выпуск детей в школу» 1