Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – общеразвивающая программа
«Расписной самовар» (далее – Программа) является нормативно - управленческим документом
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 201
(далее – МБДОУ), характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога
с воспитанниками в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»,
описывает курс подготовки среднего и по художественно-эстетическому развитию детей старшего
дошкольного возраста с 4 до 7 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа имеет художественную направленность.
Основанием для разработки Программы являются нормативные правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года, утвержденная
Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 29 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (зарегистрирован в Минюсте России 29 ноября 2018г. №
52831).
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования».
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О методических рекомендациях по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об
утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Приложение, утвержденное приказом Министерства здравоохранения социального развития РФ
от 26 августа 2010 года N 761н «Единый квалификационный справочник должностей
руководителей, специалистов и служащих».
- Устав МБДОУ – детского сада № 201
Предлагаемая общеобразовательная программа «Расписной самовар» рассчитана для работы с
детьми дошкольного возраста в рамках обучения в детском саду. И является для воспитанников
дополнительным образованием. Программой предусмотрено приобретение детьми начальных
танцевальных навыков и развитие музыкального слуха и ритма. Развитие природных
хореографических данных и укрепление основных групп мышц. Занятия танцами формируют
положительные эмоции. На занятиях раскрывается творческая индивидуальность каждого
ребенка, дети общаются со своими сверстниками, привыкают к коллективу.
Программа имеет художественную направленность и общекультурный уровень освоения.
Актуальность программы состоит в том, что хореография способствует гармоничному развитию
детей в дошкольном возрасте, учит их красоте и выразительности движений, формирует их
фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Игровой танец
обогащает детей яркими образными движениями, улучшает функции внимания, способствует
эмоциональной разрядке. Систематические занятия хореографией гармонично развивают фигуру,
способствуют устранению ряда физических недостатков (сутулости, косолапости), вырабатывают
правильную осанку и красивую походку. Все виды музыкально-ритмической деятельности
способствуют правильному выполнению основных движений.
Повышают их четкость, выразительность.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что под влиянием
музыкально-ритмической деятельности развиваются положительные качества личности ребенка:
дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость,
решительность
Цель программы – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать
эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки
умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть
творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства.
Задачи:
Образовательные:
- Обучить детей танцевальным движениям.
- Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их
танцевальными движениями.
- Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
- Формировать умение ориентироваться в пространстве.
- Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
- Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
- Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в
современном обществе.
- Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
- Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
- Развивать творческие способности детей.
- Развить музыкальный слух и чувство ритма.
- Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
- укрепление здоровья детей.
Программа рассчитана на три года обучения и рекомендуется для занятий детей с 4 до 7 лет.
Рабочая программа танцевального кружка предлагает проведение занятий 2 раз в неделю. Исходя
из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий
танцевального кружка 72 ч. Занятия длятся в средней группе 20 мин, в старшей 25 мин, в
подготовительной к школе группе 30-35 мин..
Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также
воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.
Развитие музыкальности:
• воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку
в свободных играх;
• обогащение слушательского опыта – включение разнообразных произведений для
ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных
произведений изобразительного характера композиторов-классиков («Детский альбом»
П.Чайковского, «Бирюльки» М. Майкапара);
• развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные
оттенки настроения (веселое-грустное, шаловливое-спокойное, радостное, торжественное,
шуточное, беспокойное и т.д.);
• развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп
(умеренно быстрый – умеренно медленный, быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко,
усиление звучания и уменьшение); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (сильную
долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных); различать 2-3
частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями;
• развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и
выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове.
Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные
ниже виды движений.
Основные:
• ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад
(спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на
четвереньках;
• бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («Бабочки», «Птички», «Ручейки»
и т.д.), широкий («Волк»), острый (бежим по «горячему песку»);
• прыжковые движения – на двух ногах на месте, продвижением вперед, прямой галоп –
«лошадки», легкие поскоки;
общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ
движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на гибкость,
плавность движений;
имитационные движения
разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие
понятный детям образ, настроение или состояние («веселый» или «трусливый зайчик», «хитрая
лиса», «усталая старушка», «бравый солдат» и т.д.). Уметь передавать динамику настроения.
плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по координации.
Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное
место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, строится в шеренгу и
колонну, в несколько кругов.
Развитие творческих способностей:
• воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
• формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под
другую музыку;
• развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные
движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.
Развитие и тренировка психических процессов:
• развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой –
развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и
двигательную реакцию;
• развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх,
удивление, обида и т.д.;
• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в
различных темпах и ритмах;
• развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой,
зрительной, двигательной), мышления, речи – в умении выразить свое восприятие в движениях, а
также рисунках, в словесном описании.
Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
• воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ,
настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
• формирование чувства такта;
• воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми,
привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя,
мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если
произошло нечаянное столкновение и т.д.
Показателем уровня развития является не только выразительность и непосредственность
движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами
музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению
композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.
Учебный год составляет 39 недель, (18 недель - первая половина года, 21 недели – вторая
половина года). Учебный год начинается 1 сентября 2020 г. и заканчивается 31 мая 2021 г. С
01.01.2021 по 08.01.2021 в детском саду – каникулы.
Учебный план
общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности
«Расписной самовар», реализуемой на платной основе в 2020-2021 учебном году
(стартовый уровень)
группа обучения - первый
Период
прохождения
материала
Количе
ство
часов
Перечисление тем
Тема
1. Диагностика
музыкально-двигательных
уровня
Итоговые
мероприят
ия
Кол-во
часов
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
способностей детей на начало года.
Тема 2. Осенний листопад.
-Познакомить детей с понятиями
«осень», «осенние листочки», «осенний
листопад».
-Расширять знания детей о понятиях
«танец»,
«ориентировка
в
пространстве», «ровная спина», «носик
смотрит прямо».
-Учить первичным навыкам «находить
свое место на краю ковра», «двигаться
по краю ковра».
Тема 3. Заводные султанчики.
-Познакомить детей с понятиями
«зима», «зимние праздники».
-Расширять знание детей о понятиях
«линии», «повороты, выпады вправо и
влево».
-Учить движения хороводного шага,
держась
за
руки
и
соблюдая
правильную форму круга.
Тема 4. У мамы – кошечки.
-Познакомить детей с понятиями
«весна», «мамин праздник».
-Учить передавать характер, мимику,
пластику, воображение, через движения
с сюжетным наполнением танца.
-Расширять имитационные знания о
понятиях «кошечка точит коготки»,
«умывается»,
«ползает»,
«виляет
хвостиком», «болтает ножками».
Тема 5. Пестрые ленточки.
-Развивать
музыкально-ритмическую
координацию движений, способность
выразительно двигаться в соответствии
с характером музыки, используя
предметы.
-Расширять умение перестраиваться из
большого круга в маленький и
наоборот, не держась за руки.
-Учить детей движением в работе с
лентой: «поочередное поднятие рук»,
«круговые движения рук», «змейка»,
«водопад».
Тема 6. Любимые танцы.
-Повторение
и
закрепление
пройденного за учебный год материала.
-Способствовать
формированию
настойчивости, выдержки в достижении
результатов на занятиях хореографией.
-Учиться музыкально, выразительно и
эмоционально передавать характерные
8
Осенний
праздник
1
7
8
Праздник
Нового года
1
Праздник
23 февраля
1
Праздник
8 марта
1
Весенний
праздник
1
7
8
7
7
7
Показ
7
итогового
1
движения в танце.
Тема
7. Диагностика
музыкально-двигательных
способностей детей.
занятия
уровня
Всего
72 часа
Учебный план
общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности
«Расписной самовар», реализуемой на платной основе в 2020-2021 учебном году
группа обучения – второй
Период
прохожден
ия
материала
Сентябрь
Октябрь
Перечисление тем теория
Тема1. «Диагностика
уровня
музыкальнодвигательных
способностей детей на
начало года.
Тема
2.
«Культура
поведения
на занятиях хореографии»
Тема 3. «Культура
поведения
в театре»
Коли
честв
о
часо
в
Перечислен
ие
тем
практика
4
Коли
честв
о
часо
в
Тема 1.
«Волшебная
осень»
«Путешестви
ев
осенний лес»
6
Ноябрь
Тема 4.
«Танцевальное искусство»
2
2
Декабрь
Тема 5.
«Виды
хореографии»
2
4
Январь
Февраль
Тема 7.
«Народный танец»
2
2
Итоговые
мероприятия
часо
в
6
2
Тема 6.
«Сюжетный танец»
Колво
Тема 2.
«Здравствуй
,
гостьязима!»
1
4
«Новогодняя
сказка»
1
6
Тема 8.
«Бальный танец»
Март
Апрель
2
Тема 9.
«Историко
8
Тема 4.
«В гости
к весне»
–
бытовой
«Весенняя
капель»
1
танец»
4
2
Май
Тема 10.
«Танцевальный
Воскресенск»
2
Тема 5.
«Здравствуй
,
лето!»
«День
города»
1
72
часа
Итого
Учебный план
общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности
«Расписной самовар», реализуемой на платной основе в 2020-2021 учебном году
группа обучения - третий
Период
прохожде
ния
материал
а
Перечисление
теория
Сентябрь
Тема1. «Диагностика
уровня
музыкальнодвигательных
способностей детей на
начало года.
Тема 2.
«Бальный танец»
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
тем
Тема 3.
«Классический танец»
Тема 4.
«Историко
танец»
–
бытовой
Тема 5.
«Современный танец»
Тема 6.
«Танцы народов мира»
Колич
ество
часов
Перечислени
е
тем
практика
Количеств
о
часов
Итоговы
е
меропри
ятия
Ко
лво
ча
со
в
1
4
6
Тема 1.
«Волшебная
осень»
«Золотая
осень»
2
6
2
2
2
2
4
Тема 2.
4
1
«Новогод
ний
Февраль
Март
Апрель
Май
Итого
Тема 7.
«Русский
танец»
народный
Тема 8.
«Испанский танец»
2
2
Тема 9.
«Цыганский танец»
Тема 10.
«Путешествие
странам»
«Здравствуй,
гостья-зима!»
карнавал
»
6
1
8
2
по
2
Тема 4.
«В гости
к весне»
Тема 5.
«Здравствуй,
лето!»
4
4
72 час
«Весна
стучится
в окна»
«Выпуск
детей в
школу»
1