17.10.2021
Мнемотаблицы для заучивания стихов с детьми 2–4 лет.
У детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладающим типом памяти является образная память, запоминание информации у них происходит непроизвольно, т. е. лучше всего в этом возрасте запоминаются события, предметы и явления, которые максимально близки детскому жизненному опыту. Попытка ребенка запомнить абстрактную информацию, не подкрепленную наглядностью, вряд ли будет успешной. Использование мнемотехники позволяет упростить запоминание, развить ассоциативное воображение и мышление, а также повысить внимательность.
Мнемотаблицы или мнемосхемы - это дидактический материал, который используется в мнемотехнике, они содержат графическое изображение природных явлений, объектов, каких-либо действий и т. п. Другими словами, мнемотаблицы являются наглядной моделью, которая изображается схематически в максимально доступном виде для детей.
Мнемотаблицы в детском саду используются для следующих целей:
*Расширение объема словарного запаса.
*Формирование умений составлять рассказ и пересказывать прочитанный текст.
*Облегчение процесса заучивания стихов.
Как это работает?
Мнемотехника задействует природные механизмы памяти и позволяет контролировать эффективность запоминания, хранения и воспроизведения необходимой информации. В качестве примера можно привести известную всем с детства фразу, с помощью которой мы запоминали очередность цветов радуги (Каждый Охотник Желает Знать). Так, заучивая стих с помощью мнемотаблицы в детском саду, малыш на каждую строчку должен придумать и нарисовать картинку, схематически зарисовывая все стихотворение. После этого, применяя выполненные им иллюстрации, он сможет воспроизвести все стихотворение наизусть. На первых этапах обучения необходимо использовать готовые мнемосхемы, а когда ребенок научится по ним работать, можно предложить ему сделать рисунки самостоятельно.
На сегодняшний день многие центры развития детей успешно используют мнемотехнику в своей работе. Но в то же время, экспериментируя с упражнениями, не стоит забывать о том, что перегружать память очень вредно, особенно это касается заучивания недоступных для ребенка вещей, с которыми он никогда не встречался на практике. Все это вызовет у малыша тревогу, напряжение и беспокойство.
Заучивание стихов с использованием мнемотаблиц.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Этапы работы над стихотворением:
1. Взрослый выразительно читает стихотворение.
2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Образец:
В руки овощи берем (1)
Овощи на стол кладем (2)
Лук (3), морковку (4), кабачок (5),
Помидор (6), горох (7), лучок (8).