1.1. Настоящее положение, все дополнения и изменения к нему рассматриваются и принимаются педагогическим советом, утверждаются приказом заведующего МБДОУ № 201. 1.2. Настоящее положение действует до принятия нового. 2. Основные цели, задачи и принципы ВСОКО 2.1. Цель: установить соответствие качества образования в МБДОУ № 201 действующему законодательству в сфере образования и ФГОС. обеспечить ВСОКО в учреждении, объективную оценку результатов образовательной деятельности с учётом принятых критериев; выработать единые подходы в критериях, инструментарии, количественной и качественной ВОКО в учреждении. 2.2. Задачи: формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии качества образования в МБДОУ № 201; систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества дошкольного образования; устранение эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности деятельности по достижению соответствующего качества образования. 2.3. Назначение ВСОКО – обеспечение МБДОУ № 201 информацией: 2.4. Основными принципами ВСОКО являются: принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для участников образовательных отношений; принцип оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); принцип инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей; принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования. 3. Организационная и функциональная структура ВСОКО: 3.1. Организационная структура МБДОУ № 201, которая занимается внутренней оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию учреждения, педагогический состав, рабочую группу по сбору, обработке полученной информации. 3.2. Администрация: формирует блок локальных актов, которые регулируют функционирование ВСОКО, утверждает их приказом заведующего и контролирует их исполнений; обеспечивает в соответствие с ООП ДОО МБДОУ № 201 проведение мониторинговых, социологических и статистических процедур по вопросам качества образования; организует сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии качества образования; принимает управленческие решения по повышению качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе оценки, реализации ВСОКО. 3.3. Педагогический совет: заслушивает информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования; принимает решения по повышению качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе оценки качества. 3.4. Рабочая группа (избираемые по рекомендациям коллегиального органа наиболее компетентные работники (заместитель заведующего, учитель-логопед, медицинская сестра, воспитатели и т.п.): осуществляет сбор и обработку полученной информации о состоянии качества образования; участвует в разработке системы измерений показателей, характеризующих состояние и динамику качества образования. 4. Реализация ВСОКО. 4.1. Объектом оценки ВСОКО является соблюдение обязательных требований действующего законодательства РФ в части дошкольного образования (п. 1.1. ФГОС ДО). 4.2. Предметом ВСОКО являются: качество условий реализации Программы; качество организации образовательной деятельности; качество результатов реализации Программы. 4.2.1. Система оценки качества условий реализации Программы включает в себя: 4.2.1.1. Требования к развивающей предметно-пространственной среде: соответствие компонентов предметно-пространственной среды реализуемой ООП ДО, возрастным возможностям воспитанников, требованиям ФГОС ДО. 4.2.1.2. Требования к материально-техническим условиям: наличие условий для детей с ОВЗ; оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью в соответствии с требованиями СанПиН, их соответствие требованиями пожарной безопасности; учебно-методические условия (в том числе библиотечно-информационное обеспечение образовательного процесса). 4.2.1.3. Требования к кадровым условиям: укомплектованность педагогическими кадрами в соответствии со штатным расписанием, квалификационными требованиями к занимаемой должности, уровню образования и уровню квалификации. 4.2.1.4. Требования к психолого-педагогическим условиям: наличие условий для осуществления медицинского сопровождения воспитанников в целях охраны и укрепления здоровья; наличие консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам воспитания и обучения воспитанников, инклюзивного образования (в случае его организации); наличие организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы; оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности (результативность реализации специфических мероприятия, направленных на обеспечение физического развития детей: программы, технологии). 4.2.1.5. Требования к финансовым условиям: финансовое обеспечение реализации Программы исходя из стоимости услуг на основе муниципального задания. 4.2.2. Система оценки качества образовательной деятельности: Содержание процедуры оценки системы качества организации образовательной деятельности включает в себя оценку: рациональности формирования рабочих программ (выбора методов и технологий в соответствии с содержанием Программы); качества осуществления педагогами образовательной деятельности в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, конструктивной, музыкальной, чтения художественной литературы) и входе разжимных моментов; качества организации педагогами самостоятельной деятельности детей; качества построения сотрудничества с семьями воспитанников и социальными партнерами. 4.2.3. Система оценки качества результатов образовательной деятельности: Содержание процедуры оценки системы качества результатов освоения Программы включает в себя оценку: динамики индивидуального развития детей при освоении Программы; динамики показателей здоровья детей; динамики уровня адаптации детей к условиям учреждения; уровня развития способностей и склонностей, интересов детей (их образовательных достижений); уровня формирования у старших дошкольников предпосылок к учебной деятельности; уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образования. 4.3. Для осуществления процедуры ВСОКО составляется план функционирования ВСОКО на учебный год, в котором определяются формы, направления, сроки. Порядок проведения оценки качества образования, ее периодичность, ответственные и исполнители. План внутреннего мониторинга является составной частью планирования деятельности МБДОУ № 201 на учебный год. 4.4. Процедура проведения ВСОКО предполагает следующий алгоритм действий: сбор информации на основе полученных данных, сопоставление с нормативными показателями; рассмотрение полученных результатов на педагогическом совете; выявление влияющих на качество образования факторов, принятие управленческих решений по устранению отрицательных последствий; формулирование основных стратегических направлений развития образовательного процесса на основе анализа полученных данных. 4.5. Результаты оценки оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах отражаются в справочно-аналитических материалах, содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации с указанием сроков исполнения и ответственных исполнителей. 4.6. Результаты анализа данных ВСОКО могут быть использованы для составления ежегодного отчета о результатах самообследования деятельности. 5. Подведение итогов и оформление результатов ВСОКО Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации основным заказчикам и потребителям образовательных услуг, в том числе посредством размещения отчета о самообследовании на официальном сайте МБДОУ № 201. 6. Ответственность. 6.1. Лица, осуществляющие оценку качества образования, несут ответственность за достоверность излагаемых фактов, представляемых в справках по итогам оценки. 6.2. Заведующий МБДОУ № 201 несет ответственность за предоставление информации обуровне качества образования Учредителю и размещение на сайте МБДОУ № 201. 7. Результаты ВСОКО (информационно-аналитические справки, таблицы, диаграммы и др.) оформляются на бумажных и электронных носителях и хранятся в течение трех лет. 8. По истечении срока хранения документация по результатам ВСОКО передается в архив МБДОУ № 201. Приложение 1 Критерии ВСОКО в МБДОУ-детский сад № 201 I группа. Показатели, которые характеризуют соответствие ООП ДО (далее – Программа) требованиями действующих нормативных правовых актов. 1.1. Направленность Программы на: формирование у детей общей культуры; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья; 1 коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей ; обеспечение позитивной социализации детей и их социальной успешности. 1.2. Соответствие Программа принципам, подходам и критериям: возрастной адекватности; развивающего образования; поддержки детской инициативы в разнообразных видах детской деятельности; субъектной позиции ребенка в образовательном процессе; единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей; комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, обеспечивающего его мотивацию; интеграции образовательных областей; взаимодействия ДОО с семьями детей. 1.3. Отражение в Программе основных моделей построения образовательного процесса (совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей), в том числе: ведущей деятельности возраста (игровой); организации специфически детских видов деятельности (двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, трудовой, восприятия художественной литературы); возможности учета потребностей и интересов детей; отсутствие других, неадекватных дошкольному возрасту моделей построения образовательного процесса (учебной, школьно-урочной и др.); 1.4. Соответствие предлагаемых в Программе форм работы с детьми: принципу возрастной адекватности; субъект-субъектной модели организации образовательного процесса. 1.5. Использование для разработки Программы примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 1.6. Соответствие общего объема Программы: требованиям к общему времени реализации Программы; направленности групп в структуре дошкольной организации, а также имеющимся приоритетным направлениям деятельности; режиму пребывания детей. 1.7. Соответствие структуры Программы требованиям ФГОС ДО: наличие в программе целевого, содержательного и организационного раздела; Наличие в программе части, формируемой участниками образовательных отношений. II группа. Показатели, которые характеризуют соответствие условий реализации Программы требованиям действующих нормативных правовых актов 2.1. Соответствие психолого-педагогических условий требованиям ФГОС ДО. 2.2. Соответствие РППС требованиям ФГОС ДО: общим принципам: насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности, безопасности, возрастной адекватности; требованиям обеспечения процессов присмотра и ухода; требованиям к организации совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей: игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, речевой, трудовой, изобразительной, восприятия художественной литературы, музыкальной; требованиям к оказанию квалифицированной коррекции детям с ОВЗ; соответствие оборудования и оснащения групповых помещений гигиеническим требованиям, эстетическим требованиям; принципу необходимости и достаточности для реализации Программы; 1 Только для учреждений, имеющих группы комбинированной и компенсирующей направленности. соответствие оборудования и оснащения методического кабинета принципу необходимости и достаточности для реализации Программы; 2 соответствие оборудования и оснащения кабинета логопеда, педагога-психолога гигиеническим требованиям; принципу необходимости и достаточности для реализации Программы с осуществлением квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ; соответствие оборудования и оснащения музыкального зала и физкультурного залов: гигиеническим, эстетическим требованиям; принципу необходимости и достаточности для реализации Программы; соответствие ТСО: гигиеническим требованиям, в том числе наличие сертификатов качества; принципу необходимости и достаточности для реализации Программы. 2.3. Соответствие кадрового обеспечения требованиям, предъявляемым: укомплектованности педагогических кадров; укомплектованности руководящих кадров; укомплектованности иных кадров; уровню квалификации кадрового состава; дополнительному профессиональному образованию кадрового состава. 2.4. Соответствие материально-технического обеспечения реализации Программы требованиям, предъявляемым к участку, зданию, помещениям. 2.5. Программно-методическое обеспечение: наличие комплекса пособий (для педагогов, родителей, детей), обеспечивающих реализацию обязательной части Программы; концептуальная непротиворечивость примерной Программы и комплексу пособий, обеспечивающих ее реализацию; направленность комплекса пособий на качественную реализацию Программы с учетом целевых ориентиров; наличие полного комплекта программ, технологий, методик, обеспечивающих реализацию части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. 2.6. Соответствие нормативно-правового обеспечения реализации Программы, в том числе наличие следующих обязательных документов и их соответствие требованиям действующего законодательства, иных нормативно-правовых актов: ООПДО; устава; учредительных документов; локальных актов; лицензии на право осуществления образовательной деятельности; акта приемки учреждения к новому (текущему) учебному году; протоколов заседания органа самоуправления учреждения; документов, обеспечивающих процесс управления реализацией Программы, в том числе анализ, планирование, организацию, контроль, регулирование и коррекцию реализации Программы; программы развития (в условиях реализации ФГОС ДО). III группа. Показатели, которые характеризуют соответствие результатов освоения Программы требованиям действующих нормативных правовых актов 3.1.Соответствие показателей, характеризующих динамику формирования и сформированность (к окончанию дошкольного периода детства): физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств в соответствии с целевыми ориентирами, определенными ФГОС ДО: организация системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Приложение 2 Методические рекомендации по использованию результатов самооценки по 1 и 2 группе параметров для оформления письменного заключения (с применением метода качественного анализа) Предлагаемый ниже материал поможет оформить аналитическую справку по итогам самооценки ДОО по следующим параметрам: 1. Показатели, которые характеризуют соответствие Программы требованиям действующих нормативных правовых актов (инструменты комплексной самооценки ДОО). 2. Показатели, которые характеризуют соответствие условий реализации Программы требованиям действующих нормативных правовых актов (инструменты комплексной самооценки ДОО). В содержании и форме процедур оценки качества дошкольного образования необходимо отметить следующее. 2 Только для учреждений, осуществляющих квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ. Для оценки первых двух групп показателей предлагаются формы оценочных листов, которыми могут пользоваться участники процедуры оценки. В соответствии со спецификой дошкольного образования адекватной формой оценки третьей группы показателей является система мониторинга, основным методом которой служит длительное наблюдение за ребенком. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы является обязательным разделом Программы, представляет собой инструментарий оценки результатов освоения детьми Программы. Данный раздел Программы разрабатывается на основе аналогичного раздела (или отдельного пособия) примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выбранной образовательным 3 учреждением из реестра примерных основных образовательных программ . Примерные формы оценочных листов позволяют оценивать: комплекс показателей, характеризующих качество дошкольного образования; отдельные группы показателей, характеризующих качество дошкольного образования; отдельные показатели, характеризующие качество дошкольного образования. Механизм измерения показателей, характеризующих качество дошкольного образования - шкалирование по степени их соответствия требованиям нормативных документов с использованием балльной шкалы: соответствие показателя требованиям нормативных документов – 2 балла; частичное соответствие – 1 балл; несоответствие (или отсутствие) – 0 баллов. Измеряются и суммируются баллы по всем показателям. Суммарный (итоговый) балл по данному показателю вносится в «пустое» поле таблицы напротив соответствующего показателя. Если показатель, характеризующий качество дошкольного образования, не включает в себя подпараметры, соответственно, выставляется только один балл, и оценка показателя является итоговой. В отдельных случаях, в качестве вспомогательного механизма, будет применяться измерение, в основе которого только наличие или отсутствие показателя. Суммарные баллы по каждому из показателей, по группе показателей, по всем показателям, характеризующим качество дошкольного образования, необходимо сравнить с допустимым диапазоном баллов. Оценивается и сравнивается с допустимым диапазоном каждый показатель в отдельности. Участники процедуры оценки качества дошкольного образования при подготовке итогового заключения с помощью метода группировки данных должны выделить и перечислить: 1) показатели, оценка которых соответствует допустимому диапазону, в том числе: показатели, оценка которых находится у верхней границы допустимого диапазона; показатели, оценка которых находится у нижней границы допустимого диапазона. 2) показатели, оценка которых не соответствует допустимому диапазону (ниже нижней границы допустимого диапазона). Данный принцип обработки результатов (по каждому параметру в отдельности) не исключает определения суммарного балла и допустимого диапазона по одной или нескольким группам показателей. В предложенную форму оценочного листа могут быть внесены дополнения, например, дополнительные показатели, характеризующие качество дошкольного образования с учетом специфики условий его осуществления. Исключение каких-либо показателей из предложенной формы оценочного листа не допускается, так как предмет оценки – соответствие требованиям действующих нормативных правовых актов (или проектов нормативных правовых актов). Математическая модель обработки измерения показателей, характеризующих качество дошкольного образования на основе баллов обеспечит наибольшую объективность. Возможно также использование «описательной» модели: соответствует; частично соответствует; не соответствует. В таком случае, словесная оценка не переводится в баллы, обработка результатов условна, результаты имеют низкую степень валидности. Результаты оценки качества дошкольного образования используются в процессе управления МБДОУ № 201 при осуществлении всех этапов управленческого цикла и функций управления: мотивационно-целевой; информационно-аналитической; планово-прогностической; организационно-исполнительской; контрольно-диагностической; регулятивно-коррекционной. Хранение результатов оценки качества дошкольного образования предполагает– заполнение оценочных листов. При проведении качественной оценки показателей, характеризующих соответствие Программы требованиям действующих нормативно-правовых актов и оформлении итогового заключения отражаем следующие содержательные стороны: 3 В соответствии с проектом закона «Об образовании в Российской Федерации» I группа. Показатели, которые характеризуют соответствие ООП ДО (далее – Программа) требованиями действующих нормативных правовых актов Параметры, характеризующие качество дошкольного образования Описание выделенного параметра для оформления заключения по итогам процедуры оценки Используется следующая бальная шкала соответствие показателя требованиям нормативных документов – 2 балла; частичное соответствие – 1 балл; несоответствие (или отсутствие) – 0 баллов. Возможно использование «описательной» модели: соответствует; частично соответствует; не соответствует. 1.1. Степень отражения в Программе направленности на: Наличие задач, отражающих направленность на формирование общей формирование у детей культуры ребенка (в заключении приводятся примеры данных задач), общей культуры отражение в содержании программы (при описании образовательных областей) Наличие задач, направленных на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, отражение содержания работы с детьми, направленного на развитие выделенных качеств (примеры из текста программы), в описании форм взаимодействия педагога с детьми есть развитие физических, ориентированность на развитие физических качеств (например, эстафеты, интеллектуальных и спортивные праздники, спортивные развлечения), интеллектуальных личностных качеств качеств (например, экспериментирование, беседы с детьми), личностных качеств (например, социальные проекты, решение проблемных задач, игры), в разделе мониторинга представлены методики, позволяющие оценить степень сформированности физических, интеллектуальных, личностных качеств. Анализ программы позволяет говорить о наличии задач, направленных на формирование предпосылок формирование предпосылок учебной деятельности, подготовки ребенка к учебной деятельности школьному обучению, в содержании образовательных областей отражается Наличие в программе задач, отражающих ее направленность на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формулирование в качестве приоритетных принципов построения Программы здоровьесбережения, укрепления здоровья воспитанников, отражение в описании режима работы разных возрастных групп здоровьесохранных элементов: соблюдение сохранение и укрепление режима двигательной активности детей, планирование полноценной здоровья детей дошкольного прогулки, отдыха детей. возраста; В содержательной части ООП описание здоровьесберегающих технологий, учитывающих особенности здоровья воспитанников, климатические особенности региона и т.д. наличие в разделе мониторинга диагностических методик, позволяющих изучить динамику физического развития ребенка, сохранности и укрепления его здоровья. коррекцию недостатков в Отражение в задачах работы учреждения коррекционной работы, наличие в физическом и (или) основной (инвариантной) части программы раздела, где описывается психическом развитии детей коррекционная работа с детьми. Отражение в задачах программы направленности на обеспечение социальной успешности ребенка. В разделе мониторинга представление диагностических методик, обеспечение позитивной направленных на изучение успешной социализации ребенка, использование социализации детей и их в качестве технологии оценки достижений малыша технологии портфолио. социальной успешности Использование образовательных технологий, позволяющих обеспечить успешную социализацию ребенка: технология проектов, игровые технологии и т.д. 1.2. Соответствие Программы принципам, подходам и критериям В пояснительной записке программы четко обозначена возрастная категория дошкольников, на которую ориентирована программа. Содержание и формы взаимодействия с детьми, описанные в программе возрастной адекватности отражают возрастные возможности детей, учитывает их анатомофизиологические, психофизиологические особенности, возрастные потребности (например, потребность в общении со сверстниками в старшем Шкала оценива ния развивающего образования поддержки детской инициативы в разнообразных видах детской деятельности субъектной позиции ребенка в образовательном процессе единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, обеспечивающего его мотивацию дошкольном возрасте), формы и методы общения с детьми позволяют обеспечить благоприятные условия для развития детей в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. Ориентированность цели и задач Программы на процесс целостного развития ребенка. Обеспечение цикличности процесса мониторинга, позволяющего определить динамику развития малышей, обеспечить наиболее оптимальные траектории развития для каждого ребенка. Создание условий для развития у детей инициативы, самостоятельности и ответственности: в игровой, творческой, познавательно-исследовательской деятельности, элементарном бытовом труде, общении детей со взрослыми и сверстниками. Воспитатели готовы осуществлять взаимодействие с дошкольниками на основе изучения детских потребностей и интересов, уважения у ребенку, признание за каждым ребёнком права быть не похожим на других. Ориентация на возможности ребенка, на зону его ближайшего развития. Учет задач развития ребенка, происходящего благодаря взаимодействию со взрослыми, так и потребности в саморазвитии. Внимание к индивидуальным и коллективным детским инициативам и их поддержки. Значимость проживаемого ребёнком этапа детства, накапливаемых впечатлений и жизненного опыта для всей его последующей жизни. В программе описаны такие формы организации процесса взаимодействия взрослого и детей, которые позволяют обеспечивать субъектную позицию участников педагогического общения, поддерживать активность, инициативность, самостоятельность участников педагогического процесса. Проектирование работы с детьми на основе интеграции задач воспитания, развития и образования воспитанников, использование, описание в результатах освоения детьми Программы личностных, интеллектуальных и физических качеств ребенка, которыми он должен обладать. Наличие в планировании образовательного процесса тем, которые выбираются в соответствии с календарными датами, интересами детей, событиями группы, тема прослеживается при планировании различных видов деятельности детей в течение недели, месяца, предлагается в качестве основного содержания в работе с родителями Соединение знаний из разных образовательных областей в процессе планирования непосредственно образовательной деятельности интеграции воспитанников, проведение комплексных мероприятий: досугов, образовательных областей праздников, развлечений, позволяющих решать задачи разных образовательных областей в условиях одного мероприятия. Доброжелательное общение и учёт забот, потребностей, образовательных инициатив семьи; оказание консультативной и иной помощи по вопросам взаимодействия ДОО с развития ребенка; привлечение к добровольному заинтересованному семьями детей участию в некоторых событиях в ходе образовательного процесса; создание совместных образовательных проектов педагогов и семей воспитанников. 1.3. Отражение в Программе основных моделей построения образовательного процесса (совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей), в том числе При описании образовательного процесса приоритет отводится проектированию различных видов игр детей, использование игрового ведущей деятельности метода в процессе непосредственно образовательной деятельности. возраста (игровой) При организации мониторинга освоения детьми ООП ДО используются игровые диагностические методики, позволяющие в естественных для ребенка условиях осуществить диагностическую процедуру. организации специфически детских видов деятельности (двигательной, коммуникативной, В программе описаны особенности организации специфических детских познавательновидов деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО. исследовательской, изобразительной, музыкальной, трудовой, восприятия художественной литературы) Планирование работы с детьми осуществляется на основе результатов возможности учета мониторинга, позволяющего выявить потребности и интересы потребностей и интересов дошкольников, в разделе мониторинга представлены диагностические детей методики, позволяющие выявить данные интересы и предпочтения. Среди темообразующих факторов, положенных в тематического планирования образовательного отдается темам, вызывающим интерес у детей. основу календарнопроцесса приоритет отсутствие других, неадекватных дошкольному В разделах программы, раскрывающих особенности организации возрасту моделей образовательного процесса приоритет отдается специфическим детским видам деятельности, отсутствуют элементы учебной деятельности в построения образовательного процесса младшем и среднем дошкольном возрасте, занятия планируются только в (учебной, школьно-урочной подготовительной группе и др.) 1.4. Соответствие предлагаемых в Программе форм работы с детьми: Формы работы с детьми, представленные в Программе выбраны в принципу возрастной соответствии с возрастными, психофизиологическими особенностями адекватности дошкольников, позволяющими максимально удовлетворить интересы детей, привлечь их к процессу взаимодействия субъект-субъектной модели Формы взаимодействия с детьми позволяют обеспечить активность, инициативность, самостоятельность дошкольников, помогают детям организации образовательного процесса творчески решать задачи жизнедеятельности 1.5. Использование для разработки Программы: примерной основной Ориентация программы на содержание примерной основной общеобразовательной общеобразовательной программы ДО при проектировании образовательных программы дошкольного областей, создании программы мониторинга, описании организации образования программ образовательного процесса в детском саду дошкольного образования) 1.6. Соответствие общего объема Программы требованиям к общему Возможность определения соотношения обязательной части и части, времени реализации формируемой участниками образовательных отношений (выход на Программы оптимальное соотношение 60% - 40%) направленности групп в Отражение в целях и задачах видовой особенности учреждения структуре дошкольной (общеобразовательной, коррекционной, оздоровительной), раскрытие в организации, а также вариативной части программы особенностей реализации приоритетного имеющимся приоритетным направления работы ДОУ. направлениям деятельности Отражение в содержании программы режима пребывания детей в детском саду. Организация режима пребывания детей учитывает специфику режиму пребывания детей учреждения, особенности детей, режим представлен вариативно, учитывая возрастные особенности детей в разных группах, холодное и теплое время года. 1.7. Соответствие структуры Программы требованиям ФГОС ДО Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% содержания документа. Формулировка цели и задач программы позволяет обеспечить реализацию всех направлений развития дошкольника (познавательного, речевого, социально-коммуникативного, физического, художественноэстетического). Содержание программы включает в себя описание всех образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС и примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, в процессе организации различных видов детской деятельности (двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, наличие в программе изобразительной, музыкальной, трудовой, восприятия художественной целевого, содержательного и литературы), осуществляемых в ходе режимных моментов, в организационного раздела самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями детей. В Программе спроектирован раздел «Коррекционная работа», где описывается специфика работы с детьми с особыми образовательными возможностями и создание условий для успешного овладения особыми дошкольниками содержания Программы. Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: Наличие в Программе части, формируемой участниками образовательных отношений 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Объем части, формируемой участниками образовательных отношений не более 40 % от общего объема программы Наличие в программе части, формируемой участниками образовательных отношений и отражающей специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции детского сада или группы. II группа. Показатели, которые характеризуют соответствие условий реализации Программы требованиям действующих нормативных правовых актов Используется следующая бальная шкала соответствие показателя требованиям нормативных документов – 2 балла; частичное соответствие – 1 балл; несоответствие (или отсутствие) – 0 баллов. Возможно использование «описательной» модели: соответствует; частично соответствует; не соответствует. 2.1. Соответствие психолого-педагогических условий требованиям ФГОС ДО 2.2. Соответствие РППС требованиям ФГОС ДО Наличие разнообразия тематики материалов и оборудования, учет специфики ДОУ при подборе оборудования и материалов, отражение в развивающей среде культурных и художественных традиций, общим принципам: климатогеографических особенностей. насыщенности, Возможность разнообразного использования различных составляющих трансформируемости, развивающей предметно-пространственной среды полифункциональности, Необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей вариативности, доступности, среды. безопасности, возрастной Среда обеспечивает индивидуальную комфортность и эмоциональное адекватности благополучие каждого ребенка. Среда мобильно подвергается изменениям, позволяющим по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Среда позволяет обеспечивать функции присмотра и ухода за детьми: требованиям обеспечения наличие необходимых пространств для осуществления культурнопроцессов присмотра и гигиенических процедур, панорамный обзор всех компонентов среды, ухода позволяющий обеспечить функции присмотра за каждым ребенком, обеспечить комфорт и безопасность детей Наличие игровых пространств в развивающей среде, оснащенных в соответствии с возрастом детей, учитывающих потребности и игровые интересы дошкольника, ориентированных на реализацию программных задач возможности развернуть игровой сюжет для нескольких детей, всех требованиям к организации детей группы; совместной со взрослым и Соблюдение режима двигательной активности детей в соответствии с самостоятельной возрастом, двигательными интересами и потребностями, возможность деятельности детей: проведения подвижных игр, игр со спортивным инвентарем: мячами, игровой, двигательной, обручами и т.д.; коммуникативной, Стимулирование ребенка на развертывание коммуникативной деятельнопознавательности, проведение воспитателями бесед с детьми; исследовательской, речевой, Стимулирование детей на исследовательские действия, раскрывающее трудовой, изобразительной, возможность проводить простейшие опыты, овладевать различными восприятия художественной способами познания окружающей действительности; литературы, музыкальной Уделено внимание созданию пространства для реализации трудовых поручений детей (уголок дежурных, оборудование для осуществления ухода за растениями и т.д.) Оборудование подобрано в соответствии с возрастом ребенка, стимулирует на реализацию трудовых действий требованиям к оказанию квалифицированной коррекции детям с ОВЗ соответствие оборудования и оснащения групповых помещений гигиеническим требованиям, эстетическим требованиям; принципу необходимости и достаточности для реализации Программы соответствие оборудования и оснащения методического кабинета принципу необходимости и достаточности для реализации Программы соответствие оборудования и оснащения кабинета учителя-логопеда, педагогадефектолога, педагогапсихолога4 гигиеническим требованиям; принципу необходимости и достаточности для реализации Программы с осуществлением квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ соответствие оборудования и оснащения музыкальнофизкультурного зала: гигиеническим, эстетическим требованиям; принципу необходимости и достаточности для реализации Программы соответствие ТСО: гигиеническим требованиям, в том числе наличие 4 Стимулирование интереса детей к продуктивным видам деятельности, разнообразие материалов, позволяющих удовлетворить разнообразные интересы ребенка; Наличие в пространстве предметно-развивающей среды литературного уголка, подбор литературных материалов в соответствии с возрастом ребенка, литературными интересами дошкольника; Пространства, направленного на развитие музыкальных предпочтений детей Наличие ставок специалистов, готовых квалифицированно оказывать коррекционную помощь и поддержку детям и их семьям (педагог-психолог, учитель-логопед, педагог-дефектолог и т.д.). Создание программы осуществления коррекционной помощи и поддержки особым детям в процессе освоения ими Программы. Оснащение среды необходимыми техническими и методическими средствами, помогающими детям с ОВЗ осваивать ООП ДО. Привлечение социальных партнеров, готовых включиться в реализацию квалифицированной коррекции недостатков физического и (или) психического развития детей с ОВЗ. Наличие сертификатов качества на приобретенное для оснащения предметно-развивающей среды оборудования, преимущество игрового оборудования изготовленного из экологически натуральных материалов. Представленное в предметно-развивающей среде оборудование и пособия эстетически подобрано в соответствии с общей направленностью работы группы, учтены цветовые предпочтения детей, среда не перенасыщена материалами. Оборудование и оснащение предметно-развивающей среды позволяет оптимально решать задачи воспитания, развития и обучения детей В методическом кабинете представлено научно-методическое оснащение образовательного процесса, представлены все информационные рубрики: нормативно-правовые документы, программно-методическое обеспечение, методические пособия, педагогические периодические издания и т.д. Обобщен материал, иллюстрирующий лучший педагогический опыт работников детского сада. В методическом кабинете созданы условия для возможности организации совместной деятельности педагогов, кабинет оснащен всем необходимым техническим и компьютерным оборудованием Кабинет соответствует санитарно-гигиеническим нормам, площадь кабинета достаточна для реализации коррекционных задач Оборудование кабинета оснащено в соответствии с принципом необходимости и достаточности для организации коррекционной работы, а также обеспечение разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Оснащение соответствует санитарно-гигиеническим нормам, площадь зала достаточна для реализации образовательных задач, оборудование, представленное в зале, имеет все необходимые документы и сертификаты качества Оформление зала осуществлено в соответствии с эстетическими требованиями к данной части предметно-образовательной среды детского сада. Оборудование музыкально-физкультурного зала оснащено в соответствии с принципом необходимости и достаточности для организации образовательной работы Все технические средства обучения соответствуют санитарногигиеническим нормам и требованиям, техническое оборудование имеет все необходимые документы и сертификаты качества. Только для учреждений, осуществляющих квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ. сертификатов качества; принципу необходимости и достаточности для реализации Программы Технические средства обучения используются в соответствии с принципом необходимости и достаточности для организации образовательной работы. В учреждении создана информационная система управления процессом реализации Программы: разработаны электронные методические ресурсы, программно-методическое обеспечение образовательного процесса представлено в электронном виде. Педагогами разработаны электронные методические пособия, рекомендации, ресурсы, позволяющие осуществлять информационное сопровождение образовательного процесса. Организованная система мониторинга в учреждении имеет электронную основу, разработаны электронные таблицы, диагностические карты, позволяющие эффективно осуществлять сбор, обработку и хранение информации, полученной в результате проведения мониторинга. Разработаны электронные образовательные (методические) ресурсы, позволяющие осуществлять сетевое взаимодействие с администрацией ДОУ, работников учреждения и родителей, активно используется сайт учреждения. Создана возможность осуществлять взаимодействие сотрудников учреждения с органами управления образованием через сайт учреждения, образовательные порталы, электронную почту (иными современными сетевыми способами общения). Сайт учреждения предусматривает возможность организации взаимодействия с социальными партнерами, предлагая различные формы сетевого сотрудничества (организация форума, ведение блогов и личных страничек педагогов ДОУ, электронной почты и т.д.) 2.3. Соответствие кадрового обеспечения требованиям, предъявляемым Укомплектованность педагогическими кадрами подтверждается (частично подтверждается, не подтверждается) следующими характеристиками: в дошкольном учреждении штатное расписание не имеет (имеет) открытых вакансий (указывается сколько открытых вакансий, определяется процентное соотношение), состав педагогических кадров соответствует укомплектованности специфике детского учреждения (штатные единицы педагогического педагогических кадров состава: воспитателей и педагогов дополнительного образования, специалистов: психолога, логопеда и т.д.) выделены в (не выделены) в соответствии с направленностью работы возрастных групп: общеобразовательных, коррекционных, оздоровительных, комбинированных, что позволяет обеспечить реализацию основных образовательных задач Численность руководящего состава дошкольного учреждения соответствует проектной мощности учреждения (количеству возрастных укомплектованности групп и их наполняемости детьми), реализации режимов руководящих кадров функционирования и (или) развития учреждения (при реализации инновационной деятельности выделение ставки заместителя заведующего по инновационной деятельности) Нет свободных штатных единиц, введение в штатное расписание укомплектованности иных незапланированных должностей обосновано локальными актами кадров учреждения, функциональными потребностями детского сада. Все (лишь часть) педагогические работники имеют профессиональное уровню квалификации педагогическое образование, свидетельство о присвоении кадрового состава квалификационной категории или прохождении аттестации на соответствие занимаемой должности. Наличие сертификатов, удостоверений, свидетельств об участии педагогов детского сада в процессе повышения квалификации, соответствие проблематики курсов ПК, пройденных педагогами потребностям учреждения, а именно: позволяет обеспечить реализацию образовательных задач в соответствии с дополнительному современными требованиями к проектированию и реализации профессиональному педагогического процесса, образованию кадрового организовать дополнительное образование детей дошкольного возраста состава (указывается направление дополнительного образования и возрастной охват детей); реализовать задачи инновационной (опытно-экспериментальной) деятельности детского сада 2.4. Соответствие материально-технического обеспечения реализации Программы требованиям, предъявляемым к Для реализации ООП ДО в каждой возрастной группе предоставляется отдельное просторное, светлое помещение, в котором обеспечивается оптимальная температура воздуха, канализация и водоснабжение. Помещение оснащено необходимой мебелью, подобранной в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников Помещения групп, где осуществляется организация различных видов участку, зданию, детской деятельности оснащены соответствующими материалами, помещениям игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием и инвентарём (в том числе, в соответствии со спецификой Программы). При участии в освоении Программы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов обеспечивается необходимая архитектурная доступность, то есть возможность для беспрепятственного доступа таких воспитанников к объектам инфраструктуры образовательного учреждения. 2.5. Программно-методическое обеспечение Методическое оснащение образовательного процесса осуществляется в наличие комплекса пособий соответствии с рекомендациями авторского коллектива примерной ООП (для педагогов, родителей, ДО, учитывает концептуальные основы данной программы. детей), обеспечивающих Методическое оснащение достаточно для эффективной реализации реализацию обязательной программы Методическое оснащение достаточно для эффективной части Программы реализации программы концептуальная При выборе методических пособий, разработок для использования в непротиворечивость образовательном процессе учреждения обращается пристальное внимание примерной Программы и на единство концептуальных подходов к созданию примерной ООП ДО и комплексу пособий, созданию комплексов методических пособий – если установлено обеспечивающих ее концептуальное противоречие, то методическое пособие не используется реализацию педагогами учреждения. При выборе методических пособий учитывается их содержательная направленность комплекса направленность, ориентированность на развитие интегративных качеств пособий на качественную личности дошкольника с целью качественного оснащения реализацию Программы с образовательного процесса и осуществления возможности эффективной учетом целевых ориентиров реализации ООП ДО. При выборе методических пособий, разработок для реализации части содержания ООП ДО, формируемой участниками образовательного процесса обращается пристальное внимание на единство концептуальных наличие полного комплекта подходов к созданию вариативной части программы и созданию программ, технологий, комплексов методических пособий – если установлено концептуальное методик, обеспечивающих противоречие, то методическое пособие не используется педагогами реализацию части учреждения. Программы, формируемой При выборе методических пособий учитывается их содержательная участниками направленность, ориентированность на развитие интегративных качеств образовательных отношений личности дошкольника с целью качественного оснащения образовательного процесса и осуществления возможности эффективной реализации вариативной части Программы. 2.6. Соответствие нормативно-правового обеспечения реализации Программы, в том числе наличие следующих обязательных документов и их соответствие требованиям действующего законодательства, иных нормативно-правовых актов Наличие в учреждении разработанной педагогическим коллективом Программы, утвержденной и согласованной в соответствии с нормативноООПДО правовыми требованиями, наличие всех структурных компонентов документа в соответствии с действующим законодательством Наличие устава учреждения, утвержденного и согласованного в соответствии с нормативными требованиями к данному виду устава организационной документации. Соответствие структуры устава нормативным требованиям Наличие договора с учредителем, заключений о государственной учредительных документов регистрации в соответствующих органах государственной власти. Наличие локальных актов: положений, приказов, распоряжений. Договоров локальных актов с социальными партнерами и обсуживающими организациями, позволяющих обеспечить качество реализации ООП ДО лицензии на право Наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности, с осуществления оформленными приложениями. образовательной деятельности акта приемки учреждения к новому (текущему) учебному году протоколов заседания органа самоуправления учреждения документов, обеспечивающих процесс управления реализацией Программы, в том числе анализ, планирование, организацию, контроль, регулирование и коррекцию реализации Программы программы развития (в условиях реализации ФГОС ДО) Наличие актов приемки учреждения к новому учебному году за последние 5 лет, положительные заключения о готовности учреждения к реализации содержания Программы Наличие протоколов заседаний коллегиальных органов, принимающих решения, направленные на повышение качества реализации Программы в детском саду: протоколов заседаний педагогического совета, общего собрания и т.д. Наличие годовых планов, программы развития учреждения, планов тематических проверок и т.д. Наличие Программы развития учреждения III группа. Показатели, которые характеризуют соответствие результатов освоения Программы требованиям действующих нормативных правовых актов Используется следующая бальная шкала соответствие показателя требованиям нормативных документов – 2 балла; частичное соответствие – 1 балл; несоответствие (или отсутствие) – 0 баллов. Возможно использование «описательной» модели: соответствует; частично соответствует; не соответствует. 3.1 Соответствие показателей, характеризующих динамику формирования и сформированность (к окончанию дошкольного периода детства): физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств в соответствии с целевыми ориентирами, определенными ФГОС ДО Наличие программы мониторинга в детском саду. Координация педагогов и специалистов в процессе реализации задач мониторинга. Регулярность проведения процедур мониторинга. Представлена система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы Наличие диагностической документации, позволяющей увидеть Организация системы особенности организации мониторинга в учреждении мониторинга достижения Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют детьми планируемых требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, результатов освоения формируемой участниками образовательных отношений, с учетом ООПДО возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья). Программа позволяет исследовать физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка представлены различные диагностические методы - наблюдение за ребенком, беседы, экспертные оценки, критериально-ориентированные методики нетестового типа и др.