Содержание рабочей программы учителя-логопеда по
исправлению речевых нарушений у детей дошкольного возраста:
1.
Целевой раздел
3
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Цели и задачи реализации коррекционно-развивающей
работы
Принципы и подходы к формированию программы по
коррекционно-развивающей работе
1.3.
6
7
1.4.
Характеристика детей с речевыми нарушениями
9
1.5.
Планируемые результаты как ориентиры освоения
воспитанниками программы
14
2.
Содержательный раздел
16
2.1.
Формы организации образовательной деятельности
16
2.2.
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с
ОНР
17
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с
ФФНР
22
Перспективное планирование индивидуальной
коррекционно-развивающей работы по звукопроизношению
28
3.
Организационный раздел
32
3.1
Материально-техническое обеспечение логопедического
кабинета
32
3.2
Методическая литература
35
2.3.
2.4.
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,
Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
Актуальность написания данной программы обусловлена тем, что
существующие
программы
компенсирующей
рассчитаны
направленности
на
работу
ДОУ,
в
условиях
групп
компенсирующего
или
комбинированного вида, в связи с чем, не подходят для использования МБДОУ
общеразвивающей
направленности.
направленности
находится
потребностями,
которым
образовательной
масса
детей
необходима
программы.
В
группах
с
особыми
помощь
Применение
общеразвивающей
в
этой
образовательными
освоении
основной
программы
позволит
учителю-логопеду организовать и структурировать свою работу с детьми с
особыми
образовательными
потребностями
и
поможет
детям
освоить
фонетическую систему языка, своевременно сформирует у них полноценную
фонематическую базу, автоматизирует слухо-произносительные умения и
навыки, что позволит детям успешно овладевать школьной программой.
В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении
содержание
образовательно-воспитательного
процесса
соответствии
с
программой
основной
образовательной
выстроено
в
дошкольного
образования разработанной на основе основной образовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Данная программа предполагает в
направлении
«Социально-коммуникативное развитие» в
образовательной
области «Речевое развитие» использование логопедической поддержки.
С
целью
воспитанников,
обеспечения
в
детском
диагностико-коррекционного
саду
функционируют
сопровождения
индивидуальная
логопедическая работа. В связи с появлением в общеобразовательных садах
большого количества детей с нарушениями речи, в том числе и детей с
тяжелыми нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи, возникла
необходимость введения индивидуальных логопедических занятий при МБДОУ
специализированных программ по коррекции данных нарушений:
- «Программа подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи»
(Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина); - «Программа обучения и воспитания детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- «Программа занятий по развитию фонематического слуха и восприятия,
звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста» (Т.Б. Филичева,
Г.В. Чиркина); - «Система коррекционной работы в логопедической группе для
детей с ОНР» (Н.В. Нищева);
- «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста» (Т.Б. Филичева,
Г.В.Чиркина);
- «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития
речи у детей 5лет» (Т.А. Ткаченко)
- «Развитие речи детей 5-7 лет» (О.С. Ушакова);
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными
документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
(утвержденное приказом Минобрнауки РФ от 27.10.2011 г. № 2562);
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17октября 2013 г. N
1155);
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций» (утвержденный постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. N 26).
Программа предусматривает вариативность, изменения и дополнения по
мере профессиональной необходимости.
1.2. Цели и задачи реализации коррекционно-развивающей
работы
Цель: ранее выявление и преодоление отклонений в развитии
устной речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
осуществление диагностики речевого развития детей;
определение
и
реализация
индивидуального
маршрута
коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его
структуры,
степени
тяжести,
обусловленности,
а
также
индивидуально-личностных особенностей детей;
взаимодействие
с
психолого-медико-педагогическими
комиссиями;
организация
взаимодействия
коррекционно-образовательного
всех
процесса
субъектов
в
реализации
комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами
речевого развития;
распространение логопедических знаний среди педагогов и
родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а
также для оптимизации процесса логопедического воздействия.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы по
коррекционно-развивающей работе
Программа основывается на следующих принципах:
1. Онтогенетический принцип (учитывает последовательность
появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка
в онтогенезе);
2. Принцип развития (предполагает выделение тех задач,
трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития
ребенка);
3. Принцип индивидуализации (построение образовательной
деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования);
4. Принцип поддержки детской инициативы и формирования
познавательных интересов каждого ребенка (предполагает создание
условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же
участников
совместной
побуждающих детей
деятельности;
создание
ситуаций,
активно применять свои знания и умения,
нацеливать на поиск новых самостоятельных решений);
5. Принцип интеграции усилий специалистов и воспитателей
(предполагает
взаимосвязь
всех
участников
коррекционно-развивающей работы ДОУ с целью обеспечения
оптимальных условий для устранения речевых недостатков и
совершенствования речи детей);
6. Принцип конкретности и доступности учебного материала
(предполагает соответствие требований, методов, приемов и условий
образования индивидуальным и возрастным особенностям ребенка);
7. Принцип сотрудничества ДОУ с семьей (предполагает
открытость ДОУ для родителей, т.е. родителю обеспечивается
возможность знать и видеть как развивается ребенок; привлечение
родителей к участию в мероприятиях ДОУ);
8. Принцип деятельностного подхода (определяет подходы к
содержанию и построению обучения, с учетом ведущей деятельности
дошкольника).
1.4. Характеристика детей с речевыми нарушениями
Характеристика детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и
первично сохранным интеллектом – речевое нарушение, при котором
страдает
формирование
звукопроизношения,
всех
компонентов
фонематического
речевой
системы:
восприятия,
словаря,
грамматического строя, связной речи.
3-й уровень речевого развития характеризуется появлением
развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и
фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное
знание
и
употребление
недостаточная
многих
слов
сформированность
и
некоторых
грамматических категорий языка. В активном словаре преобладают
существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих
качества,
признаки,
действия,
состояния
предметов,
страдает
словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для
грамматического
строя
характерны
ошибки
в
употреблении
предлогов, в согласовании различных частей речи, построении
предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной
норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки,
искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное
речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости,
последовательности изложения, нарушением причинно-следственных
отношений.
В беседе, при составлении рассказа
преобладают простые
распространенные предложения, почти не употребляются сложные
конструкции. Присутствуют трудности при планировании своих
высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих
нормально развивающихся сверстников особенностями психических
процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение
вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в
развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой
утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что
ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с общим
недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного
аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре,
затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках. С
расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук:
недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость
движений, застревание на одной позе. Указанные отклонения в
развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не
преодолеваются. Они требуют специально организованной работы
по их коррекции.
2-й уровень речевого развития определяется в литературе как
«Начатки
является
общеупотребительной
появление в
речи
речи».
детей
Отличительной
двух-трех,
а
иногда
чертой
даже
четырехсловной фразы. Объединяя слова в словосочетании и фразу,
один и тот же ребенок может, как правильно использовать способы
согласования и управления, так и нарушать их:
Такие
ошибки,
наряду
с
попытками
использования
уменьшительно-ласкательных форм, свидетельствуют о начальном
этапе усвоения морфемной системы языка.
В самостоятельной речи детей иногда появляются простые
предлоги и их лепетные варианты. В ряде случаев, пропуская во фразе
предлог, ребенок со 2-ым уровнем речевого развития неправильно
изменяет члены предложения по грамматическим категориям.
Однако, по-прежнему, часть простых предлогов («на», «над», «за» и
т.д.)
и
сложные («из-за»,
«между», «около») вызывают
«из-под»,
«через»,
затруднения
в
понимании, дифференциации и, естественно, употреблении.
Наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса
не только по количественным, но и по качественным параметрам:
расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и
прилагательных; появляются некоторые числительные и наречия и
т.д.
Однако, недостаточность морфологической системы языка, в
частности,
словообразовательных операций
разной
степени
сложности, значительно обедняет возможности детей, приводя к
ошибкам
в
употреблении
приставочных глаголов, относительных
прилагательных.
и
и
понимании
притяжательных
Наряду
с
наблюдаются
отвлеченных
ошибками
трудности
понятий,
словообразовательного
в
характера
формировании обобщающих
системы
синонимов
и
и
антонимов.
По-прежнему встречается многозначное употребление слов и их
семантические (смысловые) замены.
Речь детей со 2-ым уровнем часто кажется малопонятной из-за
грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов.
Так,
может страдать
произношение
и
различение
большого количества фонем — до 16 — 20. При воспроизведении
слов
из
двух-трех
и
более
слогов
дети
нарушают
их
последовательность, переставляют местами, опускают или, наоборот,
добавляют
слоги, искажают
их
звучание.
Связная
речь
характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых
отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных
событий и предметов. Дети со 2-ым уровнем речевого развития
получают логопедическую помощь с 3-4-летнего возраста со сроком
обучения 3 года.
Характеристика
детей
с
фонетико-фонематическим
недоразвитием речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это
нарушение процесса формирования произносительной системы
родного языка у детей с различными речевыми расстройствами
вследствие дефектов восприятия фонем.
Определяющим
признаком
фонематического
недоразвития
является пониженная способность к анализу и синтезу речевых
звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В
речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются
трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими
артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и
может быть выражена в речи ребенка различным образом: заменой
звуков более простыми по артикуляции, трудностями различения
звуков.
особенностями
употребления
правильно
произносимых
звуков в речевом потоке.
Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность
процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения
детей при практическом осознании основных элементов языка. Кроме
всех перечисленных особенностей произношения и различения
звуков,
при
фонематическом
недоразвитии
у
детей
нередко
нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей
выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность
словаря и незначительная задержка в формировании грамматического
строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть
отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении
сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых
числительных с существительными и т. п.
1.5. Планируемые результаты как ориентиры освоения
воспитанниками программы по коррекционно-развивающей
работе
Предполагаемые результаты развития речи детей с ОНР III
уровня
Дети к концу обучения должны:
• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами
возрастной нормы;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в
самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными
и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в
рассказ;
• владеть элементарными навыками пересказа;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования: продуцировать названия
существительных от глаголов, прилагательных от существительных и
глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм
существительных и проч.;
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в
соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания
слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные
предлоги — употребляться адекватно;
• использовать в спонтанном общении слова различных
лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов,
наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
• владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания
некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах
программы. В дальнейшем осуществляется совершенствование всех
компонентов языковой системы.
Предполагаемые результаты развития речи детей с ФФНР
Дети к концу обучения должны:
• Овладеть навыками правильного звукопроизношения;
• Иметь достаточный уровень сформированности фонематического
восприятия и фонематических представлений;
• Овладеть навыками звуко-слогового анализа и синтеза слов (для
детей 5- 6 лет);
• Овладеть навыками звукобуквенного анализа и синтеза слов
различной звуко-слоговой структуры (для детей 6-7 лет);
• Овладеть навыками выразительного интонационного оформления
речи;
• Овладеть навыками произношения слов различного звуко-слогового
состава.
2. Содержательный раздел
2.1. Формы организации образовательной деятельности.
Работа ведется индивидуально, два раза в неделю.
Индивидуальные занятия – цель которых – подбор комплекса
артикуляционных
упражнений, направленных на устранение
специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии,
дизартрии. Логопед имеет возможность установить эмоциональный
контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством
звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный
подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм,
фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
Развитие артикуляционной моторики.
Уточнение
артикуляции
правильно
произносимых звуков.
Развитие речевого дыхания и голосообразования.
Постановка
отсутствующих
искажённых звуков.
Автоматизация и дифференциация звуков.
или
2.2 Организация коррекционно-развивающей работы с
детьми с ОНР.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения
данного речевого уровня детей является продолжение работы по
развитию:
1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
2) произносительной стороны речи;
3) самостоятельной развернутой фразовой речи;
4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и
чтения.
Предусматриваются
следующие
виды
занятий
по
формированию: связной речи; словарного запаса, грамматического
строя; произношения.
Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие
задачи, меняется в зависимости от периода обучения.
Логопедическая работа с детьми с ОНР.
Период
Развитие
лексико-граммат. Развитие
средств языка
самостоятельной Формирование
развернутой фразовой речи
произносительной
стороны речи
I период
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Учить детей вслушиваться в
обращенную
речь.
Учить
выделять названия предметов,
действий, признаков, понимать
обобщающее значение слов.
Учить детей преобразовывать
глаголы
повелительного
наклонения
2-го
лица
единственного числа в глаголы
изъявительного
наклонения
3-го лица единственного и
множественного
числа
Закреплять у детей навык
составления
простых
предложений
по
вопросам,
демонстрации
действий,
по
картинке,
по
моделям:
•
существительное им. п. +
согласованный глагол + прямое
дополнение: «Мама (папа, брат,
сестра, девочка, мальчик) пьет
чай (компот, молоко)», «читает
книгу
(газету)»;
•
существительное им. п. +
Уточнять у детей
произношение
сохранных звуков: [а],
[у], [о], [э], [и], [м],
[м’], [н], [н’], [п], [п’],
[т], [т’], [л], [л’], [ф],
[ф’], [в], [в’], [б], [б’].
Вызывать
отсутствующие звуки:
[к], [к’], [г], [г’], [х],
[х’], [л’], [j], [ы], [с],
[с’], [з], [з’], [р] и
II период
Декабрь
Январь
Февраль
настоящего времени (спи —
спит, спят, спали, спала).
Расширять
возможности
пользоваться
диалогической
формой речи. Учить детей
использовать
в
самостоятельной
речи
притяжательные местоимения
«мой — моя», «мое» в
сочетании с существительными
мужского и женского рода,
некоторых
форм
словоизменения
путем
практического
овладения
существительными
единственного
и
множественного
числа,
глаголами единственного и
множественного
числа
настоящего и
прошедшего
времени, существительными в
винительном,
дательном
и
творительном
падежах
(в
значении
орудийности
и
средства
действия).
Учить
детей некоторым способам
словообразования:
с
использованием
существительных
с
уменьшительно-ласкательными
суффиксами и глаголов с
разными приставками (на-, по-,
вы).
Уточнять представления детей
об основных цветах и их
оттенках,
знание
соответствующих обозначений.
Учить
детей
образовывать
относительные прилагательные
со значением соотнесенности к
продуктам
питания
(«лимонный»,
«яблочный»),
растениям
(«дубовый»,
«березовый»),
различным
материалам
(«кирпичный»,
«каменный»,
«деревянный»,
«бумажный» и т. д.). Учить
различать
и
выделять
в
словосочетаниях
названий
согласованный глагол + 2 закреплять
их
на
зависимых
от
глагола уровне слогов, слов,
существительных в косвенных предложений.
падежах: «Кому мама шьет
платье? Дочке, кукле», «Чем
мама режет хлеб? Мама режет
хлеб
ножом».
Формировать
навык составления короткого
рассказа.
Совершенствовать
навык
ведения
подготовленного
диалога
(просьба,
беседа,
элементы
драматизации).
Расширять навык построения
разных типов предложений.
Учить детей распространять
предложения введением в него
однородных
членов.
Учить
составлять наиболее доступные
конструкции сложносочиненных
и
сложноподчиненных
предложений. Учить составлять
короткие рассказы по картине,
серии
картин,
рассказы-описания, пересказ.
Закреплять
навык
правильного
произношения звуков,
уточненных
или
исправленных
на
индивидуальных
занятиях
первого
периода.
Вызывать
отсутствующие
и
корригировать
искаженно
произносимые звуки,
автоматизировать их
на уровне слогов,
слов,
предложений.
Закреплять
навык
III период
Март
Апрель
Май
признаков по назначению и
вопросам
«Какой?
Какая?
Какое?»; обращать внимание на
соотношение
окончания
вопросительного
слова
и
прилагательного.
Закреплять
навык
согласования
прилагательных
с
существительными в роде,
числе.
Упражнять
в
составлении сначала двух, а
затем трех форм одних и тех же
глаголов («лежи» — «лежит» —
«лежу»). Учить изменять форму
глаголов
3-го
лица
единственного числа на форму
1-го лица единственного (и
множественного) числа: «идет»
— «иду» — «идешь» —
«идем». Учить использовать
предлоги «на, под, в, из»,
обозначающие
пространственное
расположение предметов, в
сочетаниях
с
соответствующими падежными
формами существительных.
Закреплять навык употребления
обиходных глаголов с новым
лексическим
значением,
образованным
посредством
приставок,
передающих
различные оттенки действий
(«выехал» — «подъехал» —
«въехал» — «съехал» и т. п.).
Закреплять навыки образования
относительных прилагательных
с
использованием
продуктивных суффиксов (-ов-,
-ин-, -ев-, -ан-, -ян). Учить
образовывать
наиболее
употребительные
притяжательные
прилагательные
(«волчий»,
«лисий»); прилагательные, с
использованием
уменьшительно-ласкательных
суффиксов: -еньк- — -оньк-.
Учить употреблять наиболее
практического
употребления
различных слоговых
структур
и
слов
доступного
звуко-слогового
состава. Формировать
фонематическое
восприятие на основе
четкого
различения
звуков по признакам:
глухость
—
звонкость; твердость
—
мягкость.
Корригировать
следующие звуки: [л],
[б], [б’], [д], [д’], [г],
[г’], [с], [с’], [з], [з’],
[ш], [ж], [р], [л’].
Формировать
навыки
согласования прилагательных с
существительными в роде, числе,
падеже: • с основой на твердый
согласный («новый», «новая»,
«новое», «нового» и т. п.); • с
основой на мягкий согласный
(«зимний», «зимняя», «зимнюю»
и т. п.). Расширять значения
предлогов: к употребление с
дательным падежом, от — с
родительным падежом, с — со —
с винительным и творительным
падежами.
Отрабатывать
словосочетания с названными
предлогами в соответствующих
падежах.
Учить
составлять
разные типы предложений: •
простые распространенные из
5—7 слов с предварительной
отработкой элементов структуры
предложения
(отдельных
Учить использовать в
самостоятельной речи
звуки: [л], [с], [ш], [с]
— [з], [р] — [л], [ы] —
[и] в твердом и
мягком звучании в
прямых и обратных
слогах,
словах
и
предложениях. Учить
дифференцировать
звуки по участию
голоса ([с] — [з]), по
твердости-мягкости
([л] — [л’], [т] — [т’]),
по месту образования
([с] — [ш]).
доступные
антонимические
отношения между словами
(«добрый»
—
«злой»,
«высокий» — «низкий» и т. п.).
Уточнять
значения
обобщающих слов.
словосочетаний); • предложения
с противительным союзом «а» в
облегченном варианте («сначала
надо нарисовать дом, а потом его
раскрасить»), с противительным
союзом
«или»;
•
сложноподчиненные
предложения с придаточными
предложениями
причины
(потому
что),
с
дополнительными
придаточными, выражающими
желательность
или
нежелательность действия (я
хочу,
чтобы!..).
Учить
преобразовывать предложения за
счет изменения главного члена
предложения, времени действия
к
моменту
речи,
залога
(«встретил брата» — «встретился
с братом»; «брат умывает лицо»
— «брат умывается» и т. п.);
изменения
вида
глагола
(«мальчик писал письмо» —
«мальчик
написал
письмо»;
«мама варила суп» — «мама
сварила суп»). Учить определять
количество слов в предложении в
собственной и чужой речи («два»
— «три» — «четыре»). Учить
выделять предлог как отдельное
служебное слово. Развивать и
усложнять навык передачи в
речи
последовательности
событий, наблюдений за серией
выполняемых детьми действий
(«Миша встал, подошел к шкафу,
который стоит у окна. Потом он
открыл дверцу и достал с
верхней полки книги и карандаш.
Книги он отнес воспитательнице,
а
карандаш
взял
себе»).
Закреплять навык составления
рассказов по картине и серии
картин с элементами усложнения
(дополнение
эпизодов,
изменение
начала,
конца
рассказа и т. п.). Учить
составлять рассказы по теме с
использованием
ранее
отработанных
синтаксических
конструкций.
2.3. Организация коррекционно-развивающей работы с
детьми с ФФНР.
Цель коррекционной работы с детьми, имеющими ФФНР –
формирование полноценной фонетической системы языка, развитие
фонематического восприятия на базе звуков, подлежащих коррекции.
Задачи коррекционной работы с детьми, имеющими ФФНР:
• формировать интерес к коррекционной образовательной
деятельности.
• формировать полноценные произносительные навыки;
•
совершенствовать
фонематическое
восприятие,
фонематические представления, доступные возрасту формы звукового
анализа и синтеза;
• осуществлять подготовку к обучению грамоте и овладению
элементами грамоты, с целью профилактики дислексии и дисграфии;
• совершенствовать просодическую сторону речи;
•
развивать
высшие
психические
функции
(внимание,
воображение, память, мышление).
Определяющим
признаком
фонематического
недоразвития
является пониженная способность к анализу и синтезу речевых
звуков, которая обеспечивает восприятие фонемного состава языка. В
речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются
трудности процесса формирования звуков, которые отличаются
тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и
может быть выражена в речи ребенка различным образом:
заменой звуков более простыми по артикуляции;
трудностями различения звуков;
особенностями употребления правильно произносимых звуков
в речевом контексте.
Ведущим дефектом при ФФН является несформированность
процессов восприятия звуков речи, что влечѐт за собой затруднения
детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.
Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения
звуков,
при
фонематическом
недоразвитии
у
детей
нередко
нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Словарь, грамматический строй, звуко-слоговая структура слов и
связная речь детей с ФФН близки к норме.
Логопедическая работа с детьми с ФФНР.
Направления и этапы работы:
1. Формирование и развитие фонематического восприятия и
представлений.
1. Выделение звука на фоне слога (совершенствование слухового
внимания путем реагирования детьми лишь на заданный педагогом
звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем
руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д.
Особое внимание следует уделить смешиваемым звукам).
2. Выделение звука на фоне слова (совершенствование слухового
внимания путем реагирования дошкольниками лишь на заданный
педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия:
подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и
т.д. Сложным и особо значимым в данном случае вариантом операции
является анализ ряда слов со смешиваемыми звуками).
3. Вычленение звука (детям предлагается слово, в котором они
должны назвать последний и/или первый звук слова. Особое
внимание уделяется словам, которые в своем составе содержат 2 или
большее
число
смешиваемых
звуков,
а
также
рядам
слов-квазиомонимов. Например, при смешении звуков (ш)-(т): шут,
шест, тушь; грош, грот; марш, март и т.д.).
4. Определение места звука в слове (педагог выделяет
какой-либо звук, дети определяют, где он находиться в слове: 1) в его
абсолютном начале, 2) абсолютном конце или 3) в середине. Легкий
вариант заданий – выделенный звук встречается в слове 1 раз,
трудный – звук встречается несколько раз. Трудным является и
вариант, когда в слове одновременно находятся два и более
смешиваемых звука).
5. Определение положения звука по отношению к другим звукам
(педагог произносит слово, выделяет в нем звук, ребенок должен
назвать, какой или какие звуки находятся перед и после выделенного
звука)
6. Определение последовательности звуков в слове (логопед
произносит слово, ребенок последовательно произносит все звуки в
слове. На первых этапах работы, чтобы не создавать у детей
дополнительных трудностей, им нужно предлагать слова без
редуцированных звуков. Следует придерживаться полного стиля их
произношения. Для заданий подбираются слова со сме6шиваемыми
звуками).
7. Определение порядка следования звуков в слове (педагог
произносит слово, выделяет в нем звук, ребенку нужно определить,
каковым по порядку следования является этот звук: первым, третьим
и т.д. Другой вариант операции: педагог произносит слово и просит
дошкольника назвать в слове определенный по счету звук)
8. Определение количества звуков в слове (педагог произносит
слово, ребенок определяет количество составляющих его звуков. На
первых этапах работы подаются слова без редуцированных звуков и с
полным стилем произношения)
9. Составление слов из заданной последовательности звуков
(фонематический синтез) (педагог в должной последовательности
раздельно произносит звуки, ребенок составляет из них слова.
Условия
формирования
этой
операции
могут
иметь
разную
сложность. Легкие, - когда звуки подаются с минимальной паузой,
трудные,
-
когда
продолжительные
или
паузы
звуки
между
подаваемыми
перемежаются
звуками
индифферентными
словами-раздражителями. В начале формирования этой операции, как
и многих других, следует подавать слова без редуцированных звуков).
10. Операции
фонематических
представлений
(собственно
дифференциация фонем - выделение звука на фоне слова; различение слов квазиомонимов при их слуховом восприятии и
назывании (обозначении) явления действительности; - называние пар
картинок, включающих в свои названия трудные для различения
звуки, для формирования различения звуков в экспрессивной речи)
11. Формирование фонематических обобщений (раскладывание
картинок на группы (2, 3 и более – в зависимости от педагогических
целей), названия которых включает дифференцируемые звуки; придумывание детьми слов, включающих тот или иной звук (звуки):
1) «свободное» придумывание вне зависимости от положения звуков
в слове и последовательности слов в этом задании; 2) «связанное»,
«ограниченное» придумывание, т.е. ограниченное каким-то жестким
условием, например, придумать (произнести) слова по аналогии:
шайка – сайка, шутки – сутки и т.п. - определение «лишнего» звука в
ряду других звуков (например, (р) (р) (л) (р); - замена звуков в словах
с последующим объяснением их значений; - разные варианты
речевого лото (например, на игровом поле закрываются сектора, где
изображены предметы, названия, которых включают звонкие звуки); выбор должного слова с опорой на контекст).
2. Формирование и развитие произносительной стороны
речи.
1. Совершенствование просодической стороны речи
2. Разучивание комплексов артикуляционной и дыхательной
гимнастики.
3. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и
темпу.
4. Формирование правильных артикуляционных укладов.
5. Постановка звуков, подлежащих коррекции.
6. Автоматизация звуков в слогах.
7. Автоматизация звуков в словах.
8. Автоматизация звуков в словосочетаниях.
9.
Автоматизация
звуков
во
фразовой
речи,
текстах,
стихотворениях и скороговорках
10. Автоматизация звуков в текстах и стихотворениях.
11.
Автоматизация
звуков
чистоговорках и пословицах.
в
потешках,
скороговорках,
2.4.
Перспективное
планирование
индивидуальной
коррекционно-развивающей работы по звукопроизношению.
На индивидуальных занятиях дошкольник овладеет правильной
артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизирует его в
облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и
обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким
образом,
ребёнок
подготавливается
к
усвоению
содержания
подгрупповых занятий.
Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится
по следующим основным направлениям:
совершенствование мимической моторики;
совершенствование статической и динамической организации
движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика);
развитие артикуляционного и голосового аппарата;
развитие просодической стороны речи;
формирование звукопроизносительных навыков, фонематических
процессов;
уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в
процессе нормализации звуковой стороны речи;
формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
развитие диалогической и монологической речи.
Подготовительный этап работы.
формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие
слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в
играх и специальных упражнениях;
формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня
минимальной достаточности для постановки звуков;
в процессе систематических тренировок овладение комплексом
пальчиковой гимнастики;
укрепление физического здоровья (консультации врачей - узких
специалистов при необходимости медикаментозное лечение,
массаж).
Формирование произносительных умений и навыков.
устранение дефектного звукопроизношения;
развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные
по артикуляционным и акустическим признакам;
формирование практических умений и навыков пользования
исправленной
(фонетически
чистой,
лексически
грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1. Постановка звуков в такой последовательности:
свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
шипящий Ш
сонор Л
шипящий Ж
соноры Р, Р'
развитой,
шипящие Ч, Щ
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах - по
мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в
подгруппе:
а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем
в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением
согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и
со стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и
параллельно вырабатывать вибрацию.
Автоматизация
проводится
по
каждого
следам
исправленного
автоматизации
в
звука
слогах,
в
в
словах
той
же
слога
он
последовательности.
По
мере
овладения
произношением
каждого
немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для
проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со
сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая
коррекционная работа проводится в подгруппах.
3. Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное
в
произношении
слово
немедленно
включается
в
отдельные
предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки,
чистоговорки, стихи с данным словом.
4.Дифференциация звуков:
С/З, СЬ/Ц, С/Ш;
Ж/З, Ж/Ш;
Ч/ТЬ, Ч/СЬ, Ч/Щ; Щ/С, Щ/ТЬ, Щ/Ч, Щ/Ш;
Р/Л, Р/РЬ, РЬ/ЛЬ, РЬ/Й, ЛЬ/Л
5.Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в
играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т.д.).
Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы
индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют
успешному их продвижению.
Так же параллельно идет совершенствование фонематического
восприятия и навыков анализа и синтеза слов параллельно с
коррекцией звукопроизношения, систематические упражнения на
развитие внимания, мышления на отработанном материале, развитие
связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков,
лексические
и
грамматические
упражнения,
просодической стороны речи, обучение рассказыванию.
нормализация
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение логопедического
кабинета.
Логопедический кабинет оснащен необходимым оборудованием,
методическими материалами и средствами обучения.
Особенности предметно-развивающей пространственной среды
В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и
микрогрупповые занятия.
Помещение кабинета условно поделено на две зоны:
1. Рабочая зона логопеда - Методическое обеспечение учебного
процесса.
2. Зона коррекции звукопроизношения
Оборудование кабинета:
1. Зеркало настенное с лампой дополнительного освещения
2. Шкаф для хранения пособий
3. Столы для детей
4. Стулья детские
5. Стол для логопеда
6. Стулья для взрослых
7. Одноразовые шпатели, ватные палочки, вата, бумажные салфетки,
марлевые салфетки
8. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания
9. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации
звуков
(слоги,
слова,
словосочетания,
предложения,
потешки,
чистоговорки, скороговорки, тексты)
10. Логопедический альбом для обследования речи
11. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок
12. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и
дифференциации звуков
13. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации
звуков
14. Предметные картинки по лексическим темам
15. Игры для совершенствования грамматического строя речи
16. Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания,
зрительного и слухового восприятия
17.
Шумовые,
музыкальные
инструменты
для
развития
фонематического восприятия
18. Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной,
мелкой, общей).
Необходимым условием реализации рабочей образовательной
программы является наличие основной документации:
1. График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем
МБДОУ
2. Журнал обследования речи детей
3. Журнал движения детей дошкольного возраста с нарушениями
речи на логопедическом пункте
4.
Индивидуальные
речевые
карты
детей,
зачисленных
на
логопедический пункт.
5. Заявление родителей о зачислении ребенка на логопункт
6. Расписание занятий групп, индивидуальных занятий, заверенное
заведующей МБДОУ
7. Циклограмма работы учителя-логопеда
8. Индивидуальный план работы с ребёнком
9. Индивидуальные тетради для коррекционной работы с детьми
10. Перспективный и календарный план работы логопеда.
3.2. Методическая литература
1.Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая
программа:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012 г.;
Санитарно-эпидемиологические
содержанию и
организации
требования
к
режима работы
устройству,
в дошкольных
организациях" 2.4.1.3049-13 № 26 от 15.05.2013 г.;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки
РФ от 17.11.2013 г. , № 1155;
Конституция Российской Федерации. 12.12.1993, с учетом поправок,
внесенным Законами Российской Федерации о поправках к
Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008;
Конвенция о правах ребенка 13.06.1990 №1559-1;
Конвенция о защите прав человека и основных свобод измененная и
дополненная
Протоколами
№11
и
№14
в
сопровождении
Дополнительного протокола и Протоколов №№ 4, 6, 7, 12 и 13;
Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010г №436-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о
психолого-медико-педагогической комиссии».
2. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Альбом 1. Мир
растений. – М. 2013 г.
3. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Альбом 2. Мир
животных. – М. 2013 г.
4. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР.
Альбом 3. Мир человека. – М. 2013 г.
5. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты
фронтальных занятий логопеда. – М. 2014 г.
6. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты
подгрупповых занятий логопеда. – М. 2014 г.
7. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М. 2007 г.
8. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М. 2008 г.
9. Брежнева Е.А., Брежнев Н.В. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по развитию
речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями.
Часть 1. Мир вокруг. – М. 2006 г.
10. Брежнева Е.А., Брежнев Н.В. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по развитию
речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями.
Часть 2. Мир человека. – М. 2003 г.
11. Вакуленко Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей. – СПб.
2012 г.
12. Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников.
Часть 1, 2, 3. – М. 2002 г.
13. Веселова Е.И., Скрябина Е.М. Игры и упражнения на каждый день для детей
4-5 лет с ОНР. Часть 1, 2. – М. 2015 г.
14. Домашняя логопедическая тетрадь. Учим слова и предложения. 4-5 лет.
Тетрадь 1, 2. – М. 2014 г.
15. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М. 2005 г.
16. Жохова О.В., Лебедева Е.С. Домашние задания для детей средней
логопедической группы ДОУ. – М. 2010 г.
17. Жукова Н.С. Логопедия. – Екатеринбург. 1998 г.
18. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М. 2003 г.
19. Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №1. Простые предложения. Глаголы
во множественном числе. Существительные. – М. 2009 г.
20. Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №2. Местоимения. Простые
предлоги. Существительные во множественном числе. – М. 2009 г.
21.
Косинова
Е.М.
Грамматическая
тетрадь
№3.
Сложные
предлоги.
Приставочные глаголы. Числительные. – М. 2009 г.
22.
Косинова
Е.М.
Грамматическая
тетрадь
№4.
Прилагательные.
Сравнительная степень прилагательных. Антонимы и синомины. – М. 2009 г.
23. Косинова Е.М. Лексическая тетрадь №1. Человек и его мир. – М. 2009 г.
24. Косинова Е.М. Лексическая тетрадь №2. Транспорт, профессии, мир
растений. – М. 2009 г.
25. Косинова Е.М. Лексическая тетрадь №3. Звери, птицы, насекомые, рыбы,
времена года. – М. 2009 г.
26. Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Лексические темы по развитию речи детей
дошкольного возраста (средняя группа). – М. 2010 г.
27. Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Лексические темы по развитию речи детей
дошкольного возраста (старшая группа). – М. 2010 г.
28. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.
29. Нищева Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная
программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет. – СПб.
2015 г.
30.
Нищева
Н.В.
Программа
коррекционно-развивающей
работы
в
логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет). – СПб.
2007 г.
31. Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. – М., СПб. 2009 г.
32. Поваляева М.А. Настольная книга логопеда.
33. Полякова М. Самоучитель по логопедии. – М. 2007 г.
34. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего
вида для детей с нарушениями речи под редакцией Т.Б. Филичевой и Г.В.
Чиркиной. – М.
35. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.
Альбом 1, 2, 3, 4. – М. 2007 г.