ДООП Речевая мозаика

Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи
1.3. Принципы
1.4. Планируемый результат
2. Содержательный раздел
2.1. Направления работы
2.2. Диагностическая работа
2.3. Коррекционно-развивающая работа
2.4. Календарно-тематическое планирование для детей
младшей группы (3-4 лет)
2.5. Календарно-тематическое планирование для детей
средней группы (4-5 лет)
2.6. Календарно-тематическое планирование для детей
старшей группы (5-6 лет)
3. Содержательный раздел
3.1. Система коррекционно-развивающей работы
3.2. Методическая литература

с.3
с.3
с.4
с.4
с.5
с.6
с.6
с.6
с.6
с. 7
с. 10
с. 14
с. 18
с. 18
с. 18

1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе
воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество
детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди
них значительную часть составляют дети младшего и среднего дошкольного
возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой, лексикограмматической стороной родного языка и связной речью. Имея
полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к успешному
усвоению образовательной
программы ДОУ, в том числе, из-за
недостаточного развития фонематического восприятия.
Предпосылки для дальнейшего успешного обучения грамоте
формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что дошкольный возраст
является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы
фонематического слуха - фонематического восприятия, развития лексикограмматической стороны и связной речи.
Программа направлена на всестороннее развитие ребёнка:
совершенствование его речи, овладение коммуникативными навыками,
совершенствование двигательных функций и умение ориентироваться в
окружающем мире (использование упражнений по логоритмике
Железновых), что не только помогает решать оздоровительные,
образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи,
но и является профилактикой речевых нарушений.
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными
документами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
 Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
(утвержденное приказом Минобрнауки РФ от 27.10.2011 г. № 2562);
 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17октября
2013 г. N 1155);
 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций» (утвержденный постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. N
26);
 Приказ Министерства просвещения России «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (от 09.11.2018
№196);
 Программа коррекция нарушений речи. Авторы: Т.Б.Филичева,
Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова.

Программа по дополнительной платной услуге рассчитана на детей 3-6
лет (младшая, средняя и старшая группы).
Занятия проводятся индивидуально или в мини-группах (2 человека).
Срок реализации программы: январь-май 2021 года.
1.2. Цели и задачи.
Цель программы: преодоление нарушений звукопроизношения,
подготовка детей к школе и наряду с сохранением и укреплением здоровья,
обеспечение своевременного и полноценного речевого и психического
развития.
Задачи программы:
1. развитие артикуляционной моторики, формирование правильных
артикуляционных укладов;
2. формирование произносительных навыков;
3. развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;
4. совершенствование лексико-грамматических конструкций;
5. развитие неречевых психических процессов;
6. развитие мелкой моторики пальцев рук.
Программой предусмотрено необходимость охраны и укрепления
физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального
благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать
оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность
ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоциональноличностное и социально-коммуникативное развитие.
1.3. Принципы.
Программа основывается на следующих принципах:
 Онтогенетический принцип (учитывает последовательность появления
форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в
онтогенезе);
 Принцип развития (предполагает выделение тех задач, трудностей,
этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка);
 Принцип
индивидуализации
(построение
образовательной
деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования);
 Принцип поддержки детской инициативы и формирования
познавательных интересов каждого ребенка (предполагает создание
условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же
участников
совместной
деятельности;
создание
ситуаций,
побуждающих детей активно применять свои знания и умения,
нацеливать на поиск новых самостоятельных решений);

 Принцип интеграции усилий специалистов и воспитателей
(предполагает
взаимосвязь
всех
участников
коррекционноразвивающей работы ДОУ с целью обеспечения оптимальных условий
для устранения речевых недостатков и совершенствования речи детей);
 Принцип конкретности и доступности учебного материала
(предполагает соответствие требований, методов, приемов и условий
образования индивидуальным и возрастным особенностям ребенка);
 Принцип сотрудничества ДОУ с семьей (предполагает открытость ДОУ
для родителей, т.е. родителю обеспечивается возможность знать и
видеть как развивается ребенок; привлечение родителей к участию в
мероприятиях ДОУ);
 Принцип деятельностного подхода (определяет подходы к содержанию
и построению обучения, с учетом ведущей деятельности дошкольника).
1.4. Планируемый результат.
В ходе реализации программы ребенок научится: правильно и чётко
произносить все звуки изолированно, в слогах, словах, предложениях,
скороговорках, связной речи.
Усвоение правильного звукопроизношения - необходимое условие
успешного обучения ребёнка в школе. Поэтому преодоление нарушения
звукопроизношения через реализацию программы с использованием игр и
игровых упражнений окажет неоценимую помощь в подготовке ребёнка к
школе.

2. Содержательный раздел.
2.1. Направления работы.
Направления коррекционной работы:
1. Диагностическая работа обеспечивает проведение комплексного
обследования и подготовку рекомендаций по оказанию коррекционнологопедической помощи в условиях образовательного учреждения;
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и
коррекцию имеющихся проблем в развитии речи у детей в условиях
образовательного учреждения;
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей с нарушением речи и их семьей по вопросам
реализации коррекционно-логопедической помощи;
4.
Информационно-просветительская
работа
направлена
на
разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для данной категории детей, со всеми
участниками образовательного процесса - обучающимися, их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками.
2.2. Диагностическая работа.
Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня
развития психических процессов, уровня речевого развития.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
- исследование неречевых психических функций;
- сбор анамнестических данных;
- обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
Все данные обследования записываются в речевую карту, которая
заполняется в ходе обследования.
2.3. Коррекционно-развивающая работа.
Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности
речевых нарушений ребенка, индивидуально-личностных особенностей,
условий воспитания в семье, наличие двуязычия и могут варьироваться от 23 месяцев до 1 учебного года.
Работа по коррекции звукопроизношения условно делится на
несколько этапов.
1. Диагностический этап.
Цель – определение исходного уровня развития речи ребенка,
сложности речевого нарушения.
2. Подготовительный этап.
Цели - формирование интереса и мотивации к логопедическим
занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического
восприятия, пальчиковой моторики с помощью игр и специальных

упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики до
уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
3. Этап формирования произносительных умений и навыков.
Цели - устранение дефектного звукопроизношения; развитие умений и
навыков дифференцировать звуки, сходные по артикуляции и акустически;
формирование навыков пользования фонетически чистой, лексически
развитой, грамматически правильной речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1) Постановка звука.
2) Автоматизация поставленного звука в слогах (прямых, обратных).
3) Автоматизация звука в словах.
4) Автоматизация звука в предложении.
5) Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.
6) Автоматизация поставленных звуков в свободной речи (в монологах
и диалогах, играх, развлечениях, экскурсиях, на прогулках, труде и других
формах детской жизнедеятельности).
4. Этап совершенствования фонематических процессов и звуковой
аналитико-синтетической деятельности проходит параллельно с коррекцией
звукопроизношения у ребенка.
5. Этап развития связной выразительной речи на базе правильно
произносимых ребенком звуков на основе лексико-грамматических
упражнений, заданий для развития просодической стороны речи, при
обучении рассказыванию.

январь

2.4. Календарно-тематическое планирование для детей младшей группы 3-4
лет.
Тема недели
Задачи и содержание
каникулы
Обследование Выявить уровень речевого развития.
«Давайте
1. Познакомить детей со строением артикуляционного
познакомимся» аппарата. Упражнение «Сказка о веселом язычке».
2. Развивать мелкую моторику. Пальчиковая
гимнастика «Как живешь?».
3. Зрительная гимнастика для глаз «Привет глазки».
4. Тренировать фонематический слух. Упражнение
«Угадай, что звучит?».
5. Формировать у детей умение согласовывать
движения со словами и музыкой: «Веселая
логоритмика» Железновых («Тук, тук»).
«Игрушки»
1. Знакомство с артикуляционной гимнастикой.
2. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Игрушки»
3. Формировать фонематический слух. Упражнение
«Слушай - не зевай».
4. Упражнение на развитие речевого дыхания

февраль

«Овощи»

«Фрукты»

«Овощифрукты»

«Человек»

Март

«Семья»

«Веселый ветерок».
5. Формировать лексико-грамматический строй речи.
Упражнение «Жадина», «Назови ласково».
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости
движений органов артикуляции.
2. Пальчиковая гимнастика «В огороде».
3. Массаж для глаз «Раздеваем лук».
4. Чтение сказки «Репка».
5. Формировать лексико-грамматический строй речи.
Упражнение «Назови ласково», «Жадина».
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости
движений органов артикуляции.
2. Пальчиковая гимнастика с Су-Джок «Слива».
3. Развивать мимические мышцы лица. Попеременное
закрывание правого и левого глаза. Одновременное,
затем
попеременное
прищуривание
глаз.
Попеременное поднимание углов рта.
4. Упражнять детей в развитии речевого дыхания.
«Кукла плачет».
5. Формировать лексико-грамматический строй речи.
Упражнение «Назови ласково», «Жадина».
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости
движений органов артикуляции.
2. Пальчиковая гимнастика с Су-Джок мячиком
«Ежик».
3. Мимические упражнения «Гномики».
4. Развитие дыхание. Упражнение «Согреем ручки».
5. Развивать лексико-грамматического строй речи.
Игра «Овощи-фрукты».
1. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на
переключение.
2. Развивать мелкую моторику. Игры со счетными
палочками.
3. Формировать фонематический слух. Упражнение
«Повтори за мной».
4. Развивать лексико-грамматический строй речи.
Упражнение «Назови ласково», «Один-много».
1. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на
переключение.
2. Пальчиковая гимнастика «Семья».
3. Упражнение на развитие дыхания «Загони мяч в
ворота».
4.
Формировать у детей умение согласовывать
движения со словами и музыкой: «Веселая
логоритмика» Железновых («Автобус»).

«Домашние
животные»

«Домашние
животные»

«Дикие
животные»

«Дикие
животные»

Апрель

«Дом»

«Квартира»

5. Развивать лексико-грамматический строй речи. Игра
«Кем приходится», согласование существительных и
прилагательных.
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости
движений органов артикуляции.
2. Развивать мелкую моторику. Игры с прищепками.
3. Формировать фонематический слух. Упражнение
«Назови лишний звук».
4. Развивать лексико-грамматический строй речи. Игры
«Назови детеныша», «Кто как голос подает?»
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости
движений органов артикуляции.
2. Развивать мелкую моторику. Пальчиковая
гимнастика «Котята».
3. Развитие мимических мышц.
4. Развивать лексико-грамматический строй речи. Игры
«Назови детеныша», «Кто чем питается?»
1. Артикуляционная гимнастика. Упражнение на
переключение.
2. Развивать мелкую моторику. Упражнение «Зайка».
3. Развивать фонематический слух. Упражнение
«Угадай, кто это?»
5. Развивать лексико-грамматический строй речи. Игры
«Назови детеныша», «Угадай, кто это?».
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости
движений органов артикуляции.
2. Развивать мелкую моторику. Игры с прищепками.
3. Развитие голоса. Упражнение «Заблудились мы в
лесу».
4. Развивать лексико-грамматический строй речи. Игры
«Назови детеныша», «Кто где живет?»
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости
движений органов артикуляции.
2. Развивать мелкую моторику. Пальчиковая
гимнастика «Наш дом».
3. Развивать силу и высоту голоса. Упражнение
«Громко-тихо».
4. Развивать лексико-грамматический строй речи. Игры
«Части дома», «Какой дом».
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Развивать мелкую моторику. Упражнение «Дружат в
нашей группе».
3. Развивать силу и высоту голоса. Упражнение
«Громко-тихо».
4. Развивать лексико-грамматический строй речи. Игры

«Мебель»

«Посуда»

Май

«Времена
года»

«Времена
года»

Обследование

«Назови комнаты».
5. Формировать у детей умение согласовывать
движения со словами и музыкой: «Веселая
логоритмика» Железновых («Вот левая, вот правая»).
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости
движений органов артикуляции.
2. Пальчиковая гимнастика с Су-Джок мячиком
(колечком).
3. Развивать силу и высоту голоса. Упражнение
«Громко-тихо».
4. Развивать лексико-грамматический строй речи. Игры
«Для чего это нужно?», «Назови ласково».
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости
движений органов артикуляции.
2. Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли»
3. Развитие дыхания «Остудим чай»
4. Формировать лексико-грамматический строй речи.
Упражнение «Назови ласково», «Жадина».
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Развитие дыхания. Упражнение «Согреем ручки».
3. Развитие слухового внимания и зрительной памяти.
Игра «Подними руку».
4. Уточнить признаки времен года (зима-весна).
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Развивать мелкую моторику. Упражнение «Дружат в
нашей группе».
3. Уточнить признаки времен года (лето-осень).
4. Формировать у детей умение согласовывать
движения со словами и музыкой: «Веселая
логоритмика» Железновых («Вверх и вниз»).
Провести мониторинг, выявить результативность
занятий.

январь

2.5. Календарно-тематическое планирование для детей средней группы 4-5
лет.
Тема недели
Задачи и содержание
каникулы
Обследование Выявить уровень речевого развития.
«Давайте
1. Познакомить детей со строением артикуляционного
познакомимся» аппарата. Упражнение «Сказка о веселом язычке».
2. Пальчиковая гимнастика «Как живешь?».
3. Зрительная гимнастика для глаз «Привет глазки».
4. Тренировать фонематический слух. Упражнение

«Игрушки»

февраль

«Овощи»

«Фрукты»

«Овощифрукты»

«Человек»

«Угадай, что звучит?».
5. Формировать у детей умение согласовывать
движения со словами и музыкой: «Веселая
логоритмика» Железновых («Тук, тук»).
1. Знакомство с артикуляционной гимнастикой.
2. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Игрушки»
3. Формировать фонематический слух. Упражнение
«Слушай - не зевай».
4. Упражнение на развитие речевого дыхания
«Веселый ветерок».
5. Формировать лексико-грамматический строй речи.
Упражнение «Жадина», «Назови ласково», «Одинмного», антонимы.
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости
движений органов артикуляции.
2. Пальчиковая гимнастика «В огороде».
3. Массаж для глаз «Раздеваем лук».
4. Работа над дыханием «Ветерок».
5. Формировать лексико-грамматический строй речи.
Упражнение «Назови ласково», «Жадина», «Одинмного», антомины.
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости
движений органов артикуляции.
2. Пальчиковая гимнастика с Су-Джок «Слива».
3. Развивать мимические мышцы лица. Попеременное
закрывание правого и левого глаза. Одновременное,
затем
попеременное
прищуривание
глаз.
Попеременное поднимание углов рта.
4. Упражнять детей в развитии речевого дыхания.
«Кукла плачет».
5. Формировать лексико-грамматический строй речи.
Упражнение «Назови ласково», «Жадина», «Одинмного», антонимы.
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости
движений органов артикуляции.
2. Пальчиковая гимнастика с Су-Джок мячиком
«Ежик».
3. Мимические упражнения «Гномики».
4. Развитие дыхание. Упражнение «Согреем ручки».
5. Развивать лексико-грамматического строй речи.
Игра «Овощи-фрукты».
6. Подготовить руку к письму: проведи линии.
1. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на
переключение.
2. Развивать мелкую моторику. Игры со счетными

Март

«Семья»

«Домашние
животные»

«Домашние
животные»

«Дикие
животные»

«Дикие

палочками.
3. Формировать фонематический слух. Упражнение
«Повтори за мной».
4. Развивать лексико-грамматический строй речи.
Упражнение «Назови ласково», «Один-много».
Упражнение «Чем мы…».
5. Формировать у детей умение согласовывать
движения со словами и музыкой: «Веселая
логоритмика» Железновых («Автобус»).
1. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на
переключение.
2. Пальчиковая гимнастика «Семья».
3. Упражнение на развитие дыхания «Загони мяч в
ворота».
4.
Формировать у детей умение согласовывать
движения со словами и музыкой: «Веселая
логоритмика» Железновых («Автобус»).
5. Развивать лексико-грамматический строй речи. Игра
«Кем приходится», согласование существительных и
прилагательных.
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости
движений органов артикуляции.
2. Развивать мелкую моторику. Игры с прищепками.
3. Формировать фонематический слух. Упражнение
«Назови лишний звук».
4. Развитие мимических мышц.
5. Развивать лексико-грамматический строй речи. Игры
«Назови семью», «Кто как голос подает?», «Кого много
на ферме?».
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости
движений органов артикуляции.
2. Развивать мелкую моторику.
3. Развитие мимических мышц.
4. Развивать лексико-грамматический строй речи. Игры
«Назови семью», «Кто чем питается?», скажи
наоборот.
1. Артикуляционная гимнастика. Упражнение на
переключение.
2. Развивать мелкую моторику. Упражнение «Зайка».
3. Развивать фонематический слух. Упражнение
«Угадай, кто это?»
4. Развивать лексико-грамматический строй речи. Игры
«Назови семью», «Угадай, кто это?», «Кого много в
лесу?».
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости

животные»

Апрель

«Дом»

«Квартира»

«Мебель»

«Посуда»

Май

«Времена
года»

«Времена
года»

движений органов артикуляции.
2. Развивать мелкую моторику. Упражнение «Зайка».
3. Развитие голоса. Упражнение «Заблудились мы в
лесу».
4. Развивать лексико-грамматический строй речи. Игры
«Назови семью», «Кто где живет?», скажи наоборот.
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости
движений органов артикуляции.
2. Развивать мелкую моторику.
3. Развитие мимических мышц.
4. Развивать лексико-грамматический строй речи. Игры
«Части дома», «Какой дом», «Образуй новое слово».
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Развивать мелкую моторику. Упражнение «Дружат в
нашей группе».
3. Развивать силу и высоту голоса. Упражнение
«Громко-тихо».
4. Развивать лексико-грамматический строй речи. Игры
«Назови комнаты», «Образуй новое слово».
5. Формировать у детей умение согласовывать
движения со словами и музыкой: «Веселая
логоритмика» Железновых («Вот левая, вот правая»).
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости
движений органов артикуляции.
2. Пальчиковая гимнастика с Су-Джок мячиком
3. Формировать фонематический слух. Упражнение
«Назови лишний звук».
4. Развивать лексико-грамматический строй речи. Игры
«Для чего нужно?», «Назови ласково», «Что где
стоит», скажи наоборот.
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости
движений органов артикуляции.
2. Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли».
3. Развитие дыхания «Остудим чай».
4. Формировать лексико-грамматический строй речи.
Упражнение «Назови ласково», «Жадина», «Какая
посуда».
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Развитие дыхания. Упражнение «Согреем ручки».
3. Развитие слухового внимания и зрительной памяти.
Игра «Подними руку».
4. Уточнить признаки времен года (зима-весна).
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Развивать мелкую моторику. Упражнение «Дружат в
нашей группе».

Обследование

3. Уточнить признаки времен года (лето-осень).
4. Формировать у детей умение согласовывать
движения со словами и музыкой: «Веселая
логоритмика» Железновых («Вверх и вниз»).
Провести мониторинг, выявить результативность
занятий.

январь

2.6. Календарно-тематическое планирование для детей старшей группы 5-6
лет.
Тема недели
Задачи и содержание
каникулы
Обследование Выявить уровень речевого развития.
«Давайте
1. Познакомить детей со строением артикуляционного
познакомимся» аппарата. Упражнение «Сказка о веселом язычке».
2. Пальчиковая гимнастика «Как живешь?».
3. Зрительная гимнастика для глаз «Привет глазки».
4. Тренировать фонематический слух. Упражнение
«Угадай, что звучит?».
5. Формировать у детей умение согласовывать
движения со словами и музыкой: «Веселая
логоритмика» Железновых («Тук, тук»).
«Игрушки»
1. Знакомство с артикуляционной гимнастикой.
2. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Игрушки»
3. Формировать фонематический слух. Упражнение
«Слушай - не зевай».
4. Упражнение на развитие речевого дыхания
«Веселый ветерок».
5. Формировать лексико-грамматический строй речи.
Упражнение «Жадина», «Назови ласково», «Одинмного», образование относительных прилагательных,
антонимы.
6. Подготовить руку к письму: перенеси рисунок по
клеткам.
«Овощи»
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости
движений органов артикуляции.
2. Пальчиковая гимнастика «В огороде».
3. Массаж для глаз «Раздеваем лук».
4. Работа над дыханием «Ветерок».
5. Чтение сказки «Вершки и корешки».
6. Формировать лексико-грамматический строй речи.
Упражнение «Назови ласково», «Жадина», «Одинмного», антонимы. Игра «Вершки и корешки».
«Фрукты»
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости
февраль

«Овощифрукты»

Человек

Март

«Семья»

«Домашние

движений органов артикуляции.
2. Пальчиковая гимнастика с Су-Джок «Слива».
3. Развивать мимические мышцы лица. Попеременное
закрывание правого и левого глаза. Одновременное,
затем
попеременное
прищуривание
глаз.
Попеременное поднимание углов рта.
4. Упражнять детей в развитии речевого дыхания.
«Кукла плачет».
5. Формировать лексико-грамматический строй речи.
Упражнение «Назови ласково», «Жадина», «Одинмного», антонимы, образование относительных
прилагательных.
6. Подготовить руку к письму: штриховка.
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости
движений органов артикуляции.
2. Пальчиковая гимнастика с Су-Джок мячиком
«Ежик».
3. Мимические упражнения «Гномики».
4. Развитие дыхание. Упражнение «Согреем ручки».
5. Развивать лексико-грамматического строй речи.
Игра «Овощи-фрукты».
1. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на
переключение.
2. Развивать мелкую моторику. Игры со счетными
палочками.
3. Формировать фонематический слух. Упражнение
«Повтори за мной».
4. Развивать лексико-грамматический строй речи.
Упражнение «Назови ласково», «Один-много».
Упражнение «Чем мы…».
5. Формировать у детей умение согласовывать
движения со словами и музыкой: «Веселая
логоритмика» Железновых («Автобус»).
1. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на
переключение.
2. Пальчиковая гимнастика «Семья».
3. Упражнение на развитие дыхания «Загони мяч в
ворота».
4.
Формировать у детей умение согласовывать
движения со словами и музыкой: «Веселая
логоритмика» Железновых («Автобус»).
5. Развивать лексико-грамматический строй речи. Игра
«Кем приходится», согласование существительных и
прилагательных.
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости

животные»

«Домашние
животные»

«Дикие
животные»

«Дикие
животные»

Апрель

«Дом»

«Квартира»

движений органов артикуляции.
2. Развивать мелкую моторику. Игры с прищепками.
3. Формировать фонематический слух. Упражнение
«Назови лишний звук».
4. Развитие мимических мышц.
5. Развивать лексико-грамматический строй речи. Игры
«Назови семью», «Кто как голос подает?», «Кого много
на ферме?», «Один-много».
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости
движений органов артикуляции.
2. Развивать мелкую моторику.
3. Развитие мимических мышц.
4. Развивать лексико-грамматический строй речи. Игры
«Кто кем будет?», «Кто чем питается?», «Кто где
живет?», скажи наоборот.
1. Артикуляционная гимнастика. Упражнение на
переключение.
2. Развивать мелкую моторику. Упражнение «Зайка».
3. Развивать фонематический слух. Упражнение
«Угадай, кто это?»
4. Развивать лексико-грамматический строй речи. Игры
«Назови семью», «Угадай, кто это?», «Кого много в
лесу?», «Один-много».
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости
движений органов артикуляции.
2. Развивать мелкую моторику. Упражнение «Зайка».
3. Развитие голоса. Упражнение «Заблудились мы в
лесу».
4. Развивать лексико-грамматический строй речи. Игры
«Кто кем был?», «Кто где живет?», скажи наоборот
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости
движений органов артикуляции.
2. Развивать мелкую моторику.
3. Развитие мимических мышц.
4. Развивать лексико-грамматический строй речи. Игры
«Части дома», «Какой дом».
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Развивать мелкую моторику. Упражнение «Дружат в
нашей группе».
3. Развивать силу и высоту голоса. Упражнение
«Громко-тихо».
4. Развивать лексико-грамматический строй речи. Игры
«Назови комнаты», «Образуй новое слово».
5. Формировать у детей умение согласовывать
движения со словами и музыкой: «Веселая

«Мебель»

«Посуда»

Май

«Времена
года»

«Времена
года»

Обследование

логоритмика» Железновых («Вот левая, вот правая»).
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости
движений органов артикуляции.
2. Пальчиковая гимнастика с Су-Джок мячиком.
3. Формировать фонематический слух. Упражнение
«Назови лишний звук».
4. Развивать лексико-грамматический строй речи. Игры
«Назови ласково», «Что где стоит», «Для чего
нужно?», скажи наоборот
1. Артикуляционная гимнастика. Отработка четкости
движений органов артикуляции.
2. Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли»
3. Развитие дыхания «Остудим чай»
4. Формировать лексико-грамматический строй речи.
Упражнение «Назови ласково», «Жадина», «Какая
посуда», скажи наоборот.
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Развитие дыхания. Упражнение «Согреем ручки».
3. Развитие слухового внимания и зрительной памяти.
Игра «Подними руку».
4. Уточнить признаки времен года (зима-весна).
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Развивать мелкую моторику. Упражнение «Дружат в
нашей группе».
3. Уточнить признаки времен года (лето-осень).
4. Формировать у детей умение согласовывать
движения со словами и музыкой: «Веселая
логоритмика» Железновых («Вверх и вниз»).
Провести мониторинг, выявить результативность
занятий.

3. Содержательный раздел
3.1. Система коррекционно-развивающей работы.
В соответствии СанПинами продолжительность занятий составляет:
- в младшем дошкольном возрасте 3-4 лет – 15 минут,
- в среднем дошкольном возрасте 4-5 лет – 20 минут,
- в старшем дошкольном возрасте 5-6 лет – 25 минут.
Занятия проводятся два раза в неделю индивидуально и в минигруппах.
Структура логопедического занятия
Логопедическое занятие проводится по единой лексической теме в
игровой форме. Длится от 15 до 25 минут в зависимости от возраста. Занятие
состоит из трех частей.
Подготовительная часть (2-4 минуты).
В этой части используется упражнения на развитие артикуляционной
моторики, слухового внимания (артикуляционные упражнения, мимические
упражнения, самомассаж, тренировка слухового внимания, памяти).
Основная часть (10-13 минут) и включает в себя следующие виды
упражнений:
- на тренировку силы голоса, фонационного дыхания и артикуляции;
- на формирование чувства ритма и темпа;
- на развитие координации движений с речью;
- на тренировку тонких движений пальцев рук;
- на развитие лексико-грамматического строя речи;
- на развитие связной речи;
- речевые игры (статические, малоподвижные, подвижные).
Заключительная часть (2-5 минут), в которую входят упражнения на
восстановление дыхания, снятия мышечного и эмоционального напряжения.
3.2. Методическая литература
1. Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая
программа:
 Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012 г.;
 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.304913 № 26 от 15.05.2013 г.;
 Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ
от 17.11.2013 г. , № 1155;
 Конституция Российской Федерации. 12.12.1993, с учетом поправок,
внесенным Законами Российской Федерации о поправках к
Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008;

 Конвенция о правах ребенка 13.06.1990 №1559-1;
 Конвенция о защите прав человека и основных свобод измененная и
дополненная Протоколами №11 и №14 в сопровождении
Дополнительного протокола и Протоколов №№ 4, 6, 7, 12 и 13;
 Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010г №436-ФЗ;
2. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Альбом 1.
Мир растений. – М. 2013 г.
3. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Альбом 2.
Мир животных. – М. 2013 г.
4. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР.
Альбом 3. Мир человека. – М. 2013 г.
5. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты
фронтальных занятий логопеда. – М. 2014 г.
6. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты
подгрупповых занятий логопеда. – М. 2014 г.
7. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.
2007 г.
8. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М. 2008 г.
9. Брежнева Е.А., Брежнев Н.В. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по развитию
речи детей старшего дошкольного возраста с методическими
рекомендациями. Часть 1. Мир вокруг. – М. 2006 г.
10. Брежнева Е.А., Брежнев Н.В. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по
развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими
рекомендациями. Часть 2. Мир человека. – М. 2003 г.
11. Вакуленко Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей. –
СПб. 2012 г.
12. Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников.
Часть 1, 2, 3. – М. 2002 г.
13. Веселова Е.И., Скрябина Е.М. Игры и упражнения на каждый день для
детей 4-5 лет с ОНР. Часть 1, 2. – М. 2015 г.
14. Домашняя логопедическая тетрадь. Учим слова и предложения. 4-5 лет.
Тетрадь 1, 2. – М. 2014 г.
15. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М. 2005 г.
16. Жохова О.В., Лебедева Е.С. Домашние задания для детей средней
логопедической группы ДОУ. – М. 2010 г.
17. Жукова Н.С. Логопедия. – Екатеринбург. 1998 г.
18. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М. 2003 г.
19. Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №1. Простые предложения.
Глаголы во множественном числе. Существительные. – М. 2009 г.
20. Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №2. Местоимения. Простые
предлоги. Существительные во множественном числе. – М. 2009 г.
21. Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №3. Сложные предлоги.
Приставочные глаголы. Числительные. – М. 2009 г.

22. Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №4. Прилагательные.
Сравнительная степень прилагательных. Антонимы и синомины. – М. 2009 г.
23. Косинова Е.М. Лексическая тетрадь №1. Человек и его мир. – М. 2009 г.
24. Косинова Е.М. Лексическая тетрадь №2. Транспорт, профессии, мир
растений. – М. 2009 г.
25. Косинова Е.М. Лексическая тетрадь №3. Звери, птицы, насекомые, рыбы,
времена года. – М. 2009 г.
26. Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Лексические темы по развитию речи
детей дошкольного возраста (средняя группа). – М. 2010 г.
27. Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Лексические темы по развитию речи
детей дошкольного возраста (старшая группа). – М. 2010 г.
28. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.
29. Нищева Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная
программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет. –
СПб. 2015 г.
30. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в
логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет). – СПб.
2007 г.
31. Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. – М., СПб. 2009 г.
32. Поваляева М.А. Настольная книга логопеда.
33. Полякова М. Самоучитель по логопедии. – М. 2007 г.
34.
Программы
дошкольных
образовательных
учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под редакцией Т.Б.
Филичевой и Г.В. Чиркиной. – М.
35. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с
ОНР. Альбом 1, 2, 3, 4. – М. 2007 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».