ДООП Расписной самовар

2

Содержание.
I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Пояснительная записка_______________________________________________ 3
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы_________________________________4
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы______________________6
1.2. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)________ 6
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1.Модель образовательного процесса.____________________________________ 6
2.2.Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 4 – 5
лет___________________________________________________________________ 7
2.3.Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 5 – 7
лет__________________________________________________________________ 9
2.4. Ожидаемые результаты и способы их проверки_________________________11
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка_____11
3.2. Организация предметно-пространственной среды_______________________12
3.3. Кадровые условия реализации программы_____________________________13
3.4. Материально-техническое обеспечение Программы_____________________13
3.5.Учебно-тематический план (1 год обучения)____________________________ 14
3.5.1.Содержание программы_____________________________________________ 14
3.6. Учебно-тематический план (2 год обучения)____________________________ 20
3.6.1. Содержание программы____________________________________________ 22
3.7 Учебно-тематический план (3 од обучения)______________________________ 28
3.7.1.Содержание программы_____________________________________________ 30
3.7.2. Циклограмма деятельности__________________________________________34
3.8 .Методика выявления уровня развития чувства ритма_____________________ 34
3.9. Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребенка__________ 38
3.9.1.Уровни развития ребёнка в музыкально-ритмической деятельности________41
IV. Программно-методический комплекс образовательного процесса___________42

3

4

В программе описаны цель, задачи, разработано перспективное
планирование по танцевальному творчеству для трех возрастных
групп: средней (4-5), старшей (5-6), подготовительной к школе (6-7).
I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка.
Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок,
костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен
этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания
детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка,
формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и
артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях
танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся
благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического,
народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает
коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует
эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное
мышление, побуждает к творчеству.
Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности,
заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно
развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны
педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут
ребенку развить свои творческие способности.
Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют
прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является
лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла
потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство
охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала
хореографического искусства то, что доступно детям 4-7 лет.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы
такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое
движение, даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее
отличительными особенностями является: активное использование игровой
деятельности для организации творческого процесса – значительная часть
практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в
поиске новых импровизационных и игровых форм.
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к
организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных
особенностях детей.

5

Учебная программа реализуется посредством основной общеобразовательной
программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой/, технологией по ритмической пластике для детей
«Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, дополнительной
программой по
хореографии для детей дошкольного возраста «Прекрасный мир танца» О.Н.
Калининой.
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является инновационным
общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений,
подготовленных с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и
зарубежного дошкольного образования. Программа разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
 Федеральный закон от 21.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»)
 Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17
октября 2013 г. № 1155)
 СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 15. 05.2013г. №26).
 Устав МБДОУ-детский сад № 201.
1.1.1. Цель программы – приобщить детей к танцевальному искусству,
способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников.
Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в
движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие
способности дошкольника посредством хореографического искусства.
Задачи:
Образовательные:
 Обучить детей танцевальным движениям.
 Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер,
передавать их танцевальными движениями.
 Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
 Формировать умение ориентироваться в пространстве.
 Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
 Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные
способности.
 Формировать
общую
культуру
личности
ребенка,
способность
ориентироваться в современном обществе.
 Формировать
нравственно-эстетические отношения между детьми и
взрослыми.
 Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
 Развивать творческие способности детей.
 Развить музыкальный слух и чувство ритма.

6

Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
 укрепление здоровья детей.


1.1.2.






1.2.

Принципы и похдоды к формированию Программы.

принцип сознательности и активности — обучение эффективно, когда
ребенок проявляет познавательную и двигательную активность.
принцип системности и последовательности предполагает преподавание и
усвоение навыков и умений в определенном порядке, системе;
принцип доступности требует учитывать особенности развития детей, их
уровень усвоения музыки и движений;
принцип наглядности — ИКТ включают в работу максимальное количество
органов чувств зрительный, слуховой и тактильный;
принцип полноты и целостности музыкального образования детей,
подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам
детской музыкально-двигательной
деятельности, их органическую
взаимосвязь.
Планируемые результаты освоения программы.

В результате проделанной работы дети проявляют стойкий интерес и
потребность к музыкально-ритмическим занятиям, осваивается необходимый
объём движений классического, народного, а также танцев современного
направления. У них формируется основа культуры движения, красивая осанка.
Более совершенным становится чувство ритма, что играет важную роль в обучении
их игре на детских музыкальных инструментах.
Дети понимают ориентировку на себе – правая рука (нога), левая рука (нога), и от
себя – (направо, налево, вперёд, назад). Они хорошо ориентируются в пространстве
зала и выполняют различные построения и перестроения: в колонну, в шеренгу, по
диагонали, врассыпную, по линии танца, противоходом и т.д.
У детей появляются такие личностные качества, как уверенность,
целеустремлённость, активность, желание показать свои достижения зрителям.
Меняется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность,
устойчивость внимания, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление
творческого воображения.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Модель образовательного процесса. Программа рассчитана на три года
обучения и рекомендуется для занятий детей с 4 до 7 лет.
Рабочая программа
танцевального кружка предлагает проведение занятий 2 раз в неделю. Исходя из
календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для
занятий танцевального кружка 72 ч. Занятия длятся в средней группе 20 мин, в
старшей 25 мин, в подготовительной к школе группе 30-35 мин.

7

Группа

Продолжительность

Количество в
неделю

Количество
в год

1 год обучения

20 мин.

2

72

2 год обучения

25 мин.

2

72

3 год обучения

30 мин.

2

72

2.2. Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 4-5
лет
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по
координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков
музыкального образа, средств музыкальной выразительности.
Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а
также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.
Развитие музыкальности:
 воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении
под музыку в свободных играх;
 обогащение слушательского опыта – включение разнообразных произведений
для ритмических движений: народных, современных детских песен и
некоторых
доступных
произведений
изобразительного
характера
композиторов-классиков («Детский альбом» П.Чайковского, «Бирюльки» М.
Майкапара);
 развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки,
различные оттенки настроения (веселое-грустное, шаловливое-спокойное,
радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);
 развитие
умения
передавать
основные
средства
музыкальной
выразительности: темп (умеренно быстрый – умеренно медленный,
быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и
уменьшение); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (сильную
долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных);
различать 2-3 частную форму произведения, вариации с контрастными по
характеру частями;
 развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная,
марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в
слове.
Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя
перечисленные ниже виды движений.
Основные:

8

ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом,
вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в
разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;
 бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («Бабочки»,
«Птички», «Ручейки» и т.д.), широкий («Волк»), острый (бежим по
«горячему песку»);
 прыжковые движения – на двух ногах на месте, продвижением вперед, прямой
галоп – «лошадки», легкие поскоки;
общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер,
способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность);
упражнения на гибкость, плавность движений;
имитационные
движения разнообразные
образно-игровые
движения,
раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние («веселый» или
«трусливый зайчик», «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат» и т.д.).
Уметь передавать динамику настроения.
плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по координации.
Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить
свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом,
строится в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
Развитие творческих способностей:
 воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
 формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых
ситуациях, под другую музыку;
 развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои,
оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и
пластический образ.
Развитие и тренировка психических процессов:
 развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с
музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать
слуховое представление и двигательную реакцию;
 развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть,
страх, удивление, обида и т.д.;
 тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе
движения в различных темпах и ритмах;
 развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти
(слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи – в умении выразить
свое восприятие в движениях, а также рисунках, в словесном описании.
Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
 воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный
образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
 формирование чувства такта;
 воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и
взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать
старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем
проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.


9

Показателем уровня развития является не только выразительность и
непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать
движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к
запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование
разнообразных видов движений в импровизации под музыку.
2.3. Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 5 – 7
лет
В этом возрасте ребенок – дошкольник достигает кульминации в развитии
движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей
резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по
координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает
возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе
которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические
произведения.
Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному
исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку,
формирование адекватной оценки и самооценки.
Развитие музыкальности:
 воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и
новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это
за произведения и кто их написал;
 обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру
музыкальными сочинениями;
 развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение,
передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
 развитие
умения
передавать
основные
средства
музыкальной
выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления;
динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических
оттенков); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (разнообразный, в
том числе и синкопы); различать 2-3 частную форму произведения (с
малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
 развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька,
старинный и современный танец); песня ( песня-марш, песня-танец и др.),
марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя
перечисленные ниже виды движений.
Основные:
 ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках,
пружинящим, топающим шагом, « с каблучка», вперед и назад (спиной), с
высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках,
«гусиным» шагом, с ускорением замедлением;

10

бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий,
широкий, острый, пружинящий бег;
 прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными
вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп,
боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.;
общеразвивающие упражнения - на различные группы мышц и различный характер,
способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность);
упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений,
координации рук и ног;
имитационные движения - различные образно-игровые движения, раскрывающие
понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также
ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», «в воздухе» и т.д.);
плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца,
доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию
из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук
и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с
притопом и др.
Развитие умений ориентироваться в пространстве:
самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг,
становится в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны,
самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций
(«змейка», «воротики», «спираль» и др.).
Развитие творческих способностей:
 Развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
 формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых
ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации,
самостоятельно создавая пластический образ;
 развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные
движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои
творческие проявления и давать оценку другим детям.
Развитие и тренировка психических процессов:
 тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять
движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального
произведения – по фразам;
 развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе
усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания
музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.;
 развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике:
радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения,
например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде».
Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
 воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным,
игровым персонажам;
 воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые
уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими
детьми;


11

воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий
(находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время
самостоятельных игр);
 воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и
взрослыми, выполнять вес правила без подсказки взрослого: пропускать
старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем
проводить ее на место, извинится, если произошло нечаянное столкновение и
т.д.
Показатели уровня развития детей:
 выразительность исполнения движений под музыку;
 умение
самостоятельно отображать в движении основные средства
музыкальной выразительности;
 освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов
движений;
 умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с
другими детьми;
 способность
к импровизации с использованием оригинальных и
разнообразных движений;
 точность и правильность исполнения движений в танцевальных и
гимнастических композициях.


2.4.Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной
программы хореографической студии «Весёлый Каблучок» после освоения
содержания программы ожидаются следующие результаты.
Дошкольник будет знать:
 музыкальные размеры, темп и характер музыки;
 хореографические названия изученных элементов;
 требования к внешнему виду на занятиях;
 знать позиции ног.
Воспитанник будет уметь:
 воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
 владеть корпусом во время исполнения движений;
 ориентироваться в пространстве;
 координировать свои движения;
 исполнять хореографический этюд в группе.
Итоговое занятие проводится в форме концерта или музыкально-хореографического
спектакля. Концерт (спектакль) является основной и конечной формой контроля
знаний, умений, навыков и творческой самореализации дошкольников
II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1.3. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях;

12

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления
развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых
с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей
друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них
видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность
3.2. Организация предметно-пространственной развивающей среды.
К организации предметно-пространственной среды относятся условия,
обеспечивающие качество
уровня развития у дошкольников музыкальноритмпических и танцевально-творческих навыков:
- музыкальный зал, специально оборудованный танцевальный зал с зеркалами;
-наличие
музыкальной
мультимедиаплеер;

аппаратуры,

музыкальный

центр,

компьютер,

-наличике музыкально-дидактических игр, пособий и атрибутов к танцам;
-костюмерная с достаточным количеством косюмов для танцевального творчества
дошкольников, выступлений;
3.3. Кадровые условия реализации программы.
Участниками образовательного процесса, реализующими выполнение данной
программы, являются:
-педагог,
(курсы переподготовки.)
3.4. Материально – техническое обеспечение:
1. Музыкальный зал
2. Учебники, методические пособия по всем разделам деятельности:
а) Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для
детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
б) Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
в) Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном
образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
г) Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.

13

д) Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства
ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
е) Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линкапресс, 2006. - 272 с.
ж) Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра,
2006. – 44 с.
з) Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика
для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.
4. Аудиокассеты, СД – диски, видеодиски.
5. Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр.
6. Иллюстрации с изображением танцев различных эпох и стилей, фотографии с
изображением танцевальных коллектив

14

3.5. Учебно- тематический план
1 год обучения
Общее количество часов – 72
Количество в неделю - 2
Период
прохождения
материала

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Количество
часов

Перечисление тем

Тема 1. Диагностика уровня музыкально-двигательных
способностей детей на начало года.
Тема 2. Осенний листопад.
-Познакомить детей с понятиями «осень», «осенние
листочки», «осенний листопад».
-Расширять знания детей о понятиях «танец»,
«ориентировка в пространстве», «ровная спина»,
«носик смотрит прямо».
-Учить первичным навыкам «находить свое место на
краю ковра», «двигаться по краю ковра».

Тема 3. Заводные султанчики.
-Познакомить детей с понятиями «зима», «зимние
праздники».
-Расширять знание детей о понятиях
«повороты, выпады вправо и влево».

Итоговые
мероприятия

Кол-во
часов

8

7
Осенний
праздник

1

8

«линии»,
Праздник

1

15

Декабрь

Январь

-Учить движения хороводного шага, держась за руки и
соблюдая правильную форму круга.

7

Тема 4. У мамы – кошечки.
-Познакомить детей с понятиями «весна», «мамин
праздник».

8

Нового года

-Учить передавать характер, мимику, пластику,
воображение,
через
движения
с
сюжетным
наполнением танца.
-Расширять имитационные знания о понятиях
«кошечка точит коготки», «умывается», «ползает»,
«виляет хвостиком», «болтает ножками».

7

Праздник
23 февраля

1

Февраль

Март

Тема 5. Пестрые ленточки.
-Развивать музыкально-ритмическую координацию
движений, способность выразительно двигаться в
соответствии с характером музыки, используя
предметы.

Праздник

1

7
8 марта

-Расширять умение перестраиваться из большого круга
в маленький и наоборот, не держась за руки.

Апрель

-Учить детей движением в работе с лентой:
«поочередное поднятие рук», «круговые движения
рук», «змейка», «водопад».

7

Весенний

1

16

праздник
Тема 6. Любимые танцы.
-Повторение и закрепление пройденного за учебный
год материала.
-Способствовать
формированию
настойчивости,
выдержки в достижении результатов на занятиях
хореографией.
Май

-Учиться музыкально, выразительно и эмоционально
передавать характерные движения в танце.

7

Тема 7. Диагностика уровня музыкально-двигательных
способностей детей.

Показ
итогового

1

занятия

3.5.1. Содержание программы.
месяц 1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь

Занятие 2.
1. Разминка.
2. Дыхательная гимнастика
«Ладошки».
3.
Игровой
стретчинг
«Качалочка», «Лодочка».
4. Музыкально-ритмическая
композиция
«Марш» Г.
Свиридова.
5. Игровой самомассаж,
релаксация.

Занятие 3.
1. Разминка.
2. Дыхательная гимнастика
«Ладошки».
3.
Игровой
стретчинг
«Качалочка», «Лодочка».
4. Музыкально-ритмическая
композиция «Марш»
Г. Свиридова.
5.
Музыкальная
игра
«Заинька-зайка»

Занятие 4.
1. Разминка.
2.
Дыхательная
гимнастика
«Ладошки».
3. Игровой стретчинг «Качалочка»,
«Лодочка».
4.
Музыкально-ритмическая
композиция «Марш»
Г. Свиридова.
5. Музыкальная игра «Заинька-зайка»
С.Насауленко.

Занятие 1.
Вводное занятие.
Диагностика уровня
музыкальнодвигательных
способностей детей
на начало года.

17

С.Насауленко.
6.
Игровой
релаксация.

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

Н
О
Я
Б
Р
Ь

6. Игровой самомассаж, релаксация.
самомассаж,

Занятие 5.
1. Разминка (бодрый
и спокойный шаг,
легкий бег, ходьба
на носках и пятках).
2.
Дыхательная
гимнастика
«Погончики».
3.
Игровой
стретчинг
«Кошечка»,
«Достань мяч».

Занятие 6.
1. Разминка (бодрый и
спокойный шаг, легкий бег,
ходьба на носках и пятках)
2. Дыхательная гимнастика
«Погончики»
3.
Игровой
стретчинг
«Кошечка», «Достань мяч»
4. Музыкально-ритмическая
композиция
«Цыплята»
азерб.нар.мел.

Занятие 7.
1. Разминка (бодрый и
спокойный шаг, легкий бег,
ходьба на носках и пятках).
2. Дыхательная гимнастика
«Погончики».
3.
Игровой
стретчинг
«Кошечка», «Достань мяч».
4. Музыкально-ритмическая
композиция
«Цыплята»
азерб.нар.мел.
5.
Музыкальная
игра
«Курочки
и
петушок»
С.Насауленко.
6.
Игровой
самомассаж,
релаксация.

Занятие 9.
1. Разминка (шаг с
носка,
прямой
галоп).
2.
Дыхательная
гимнастика «Насос».
3.
Игровой
стретчинг
«Колобок»,
«Паровозик».

Занятие 10.
1. Разминка (шаг с носка,
прямой галоп).
2. Дыхательная гимнастика
«Насос».
3.
Игровой
стретчинг
«Колобок»«Паровозик»
4. Музыкально-ритмическая
композиция
«Чунга-Чанга»
В. Шаинского.

Занятие 11.
1. Разминка (шаг с носка,
прямой галоп).
2. Дыхательная гимнастика
«Насос».
3.
Игровой
стретчинг
«Колобок»«Паровозик»
4. Музыкально-ритмическая
композиция
«Чунга-Чанга»
В. Шаинского.
5.
Музыкальная
игра
«Обезьянки
и
тигр»

Занятие 8.
1. Разминка (бодрый и спокойный
шаг, легкий бег, ходьба на носках и
пятках).
2.
Дыхательная
гимнастика
«Погончики».
3. Игровой стретчинг «Кошечка»,
«Достань мяч».
4.
Музыкально-ритмическая
композиция «Цыплята» азерб.нар.мел.
5. Музыкальная игра «Курочки и
петушок» С.Насауленко.
6. Игровой самомассаж, релаксация.

Занятие 12.
1. Разминка (шаг с носка, прямой
галоп).
2. Дыхательная гимнастика «Насос».
3.
Игровой
стретчинг
«Колобок»«Паровозик»
4.
Музыкально-ритмическая
композиция
«Чунга-Чанга»
В. Шаинского.
5. Музыкальная игра «Обезьянки и
тигр» С.Насауленко
6. Игровой самомассаж, релаксация.

18

С.Насауленко
6.
Игровой
релаксация.

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

Занятие 13.
1. Разминка.
2.
Дыхательная
гимнастика.
3.
Партерная
гимнастика.
4.
Исполнение
музыкальноритмических
композиций
по
желанию детей.

самомассаж,

Занятие 14.
Подготовка к контрольному
итоговому занятию.

Занятие 15.
Подготовка к контрольному
итоговому занятию.

Занятие 16.
Итоговое контрольное занятие.

Я
Н
В
А
Р
Ь

Занятие 17.
1. Разминка (шаг с
носка,
боковой
галоп).
2.
Дыхательная
гимнастика
«Погреемся».
3.
Игровой
стретчинг «Растяжка
ног», «Карусель».
4.
Игровой
самомассаж,
релаксация.

Занятие 18.
1. Разминка (шаг с носка,
боковой галоп).
2. Дыхательная гимнастика
«Погреемся».
3.
Игровой
стретчинг
«Растяжка ног», «Карусель».
4. Музыкально-ритмическая
композиция
«Куклы и Мишки»
Д. Кабалевского.
5. Игровой самомассаж,
релаксация.

Занятие 19.
1. Разминка (шаг с носка,
боковой галоп).
2. Дыхательная гимнастика
«Погреемся».
3.
Игровой
стретчинг
«Растяжка ног», «Карусель».
4. Музыкально-ритмическая
композиция
«Куклы и Мишки»
Д. Кабалевского .
5.
Музыкальная
игра
«Медведь и пчелы» С.
Насауленко.
6.
Игровой
самомассаж,
релаксация.

Занятие 20.
1. Разминка (шаг с носка, боковой
галоп).
2.
Дыхательная
гимнастика
«Погреемся».
3. Игровой стретчинг «Растяжка ног»,
«Карусель».
4.
Музыкально-ритмическая
композиция
«Куклы и Мишки»
Д. Кабалевского .
5. Музыкальная игра «Медведь и
пчелы» С. Насауленко.
6. Игровой самомассаж, релаксация.

Ф

Занятие 21.

Занятие 22.

Занятие 23.

Занятие 24.

19

Е
В
Р
А
Л
Ь

Разминка (шаг с
высоким
подниманием бедра,
поскоки).
2.
Дыхательная
гимнастика
«Кошка».
3.
Музыкальноритмическая
композиция
«Танцуйте сидя»
Б. Савельева.
4.
Игровой
самомассаж,
релаксация.

Разминка (шаг с высоким
подниманием
бедра,
поскоки).
2. Дыхательная гимнастика
«Кошка».
3.
Игровой
стретчинг
«Коробочка».
4. Музыкально-ритмическая
композиция
«Танцуйте сидя»
5. Игровой самомассаж,
релаксация.

Разминка (шаг с высоким
подниманием бедра, поскоки).
2. Дыхательная гимнастика
«Кошка».
3.
Игровой
стретчинг
«Коробочка» .
4. Музыкально-ритмическая
композиция
«Танцуйте сидя»
Б. Савельева.
5.
Музыкальная
игра
«Медведь и пчелы»
С. Насауленко.
6.
Игровой
самомассаж,
релаксация.

1. Разминка (шаг с высоким
подниманием бедра, поскоки).
2. Дыхательная гимнастика «Кошка».
3. Игровой стретчинг «Коробочка» .
4.
Музыкально-ритмическая
композиция
«Танцуйте сидя»
Б. Савельева.
5. Музыкальная игра «Медведь и
пчелы»
С. Насауленко.
6. Игровой самомассаж, релаксация.

М
А
Р
Т

Занятие 25.
1. Разминка (шаг с
высоким
подниманием бедра,
поскоки).
2.
Дыхательная
гимнастика
«Обними плечи».
3.
Игровой
стретчинг
«Корзиночка».
4.
Музыкальноритмическая
композиция «Найди
себе пару»
М. Спадавеккиа.

Занятие 26.
1. Разминка (шаг с высоким
подниманием
бедра,
поскоки).
2. Дыхательная гимнастика
«Обними плечи».
3.
Игровой
стретчинг
«Корзиночка».
4. Музыкально-ритмическая
композиция «Найди себе
пару»
М. Спадавеккиа.
5. Музыкальная игра «Аист
и лягушки»
С. Насауленко.

Занятие 27.
1. Разминка (шаг с высоким
подниманием бедра, поскоки).
2. Дыхательная гимнастика
«Обними плечи».
3.
Игровой
стретчинг
«Корзиночка».
4. Музыкально-ритмическая
композиция «Найди себе
пару»
М. Спадавеккиа.
5. Музыкальная игра «Аист и
лягушки»
С. Насауленко.
6.
Игровой
самомассаж,
релаксация.

Занятие 28.
1. Разминка (шаг с высоким
подниманием бедра, поскоки).
2. Дыхательная гимнастика «Обними
плечи».
3. Игровой стретчинг «Корзиночка».
4.
Музыкально-ритмическая
композиция «Найди себе пару»
М. Спадавеккиа.
5. Музыкальная игра «Аист и
лягушки»
С. Насауленко.
6. Игровой самомассаж, релаксация.

А

Занятие 29.

Занятие 30.

Занятие 31.

Занятие 32.

20

П
Р
Е
Л
Ь

1. Разминка (шаг с
высоким
подниманием бедра,
поскоки).
2.
Дыхательная
гимнастика «Ушки».
3.
Игровой
стретчинг
«Березка»,
«Мостик».
4.
Музыкальноритмическая
композиция
«Песенка о лете» Е.
Крылатова.

М
А
Й

Занятие 33.
Подготовка
к
контрольному
итоговому занятию.

1. Разминка (шаг с высоким
подниманием
бедра,
поскоки).
2. Дыхательная гимнастика
«Ушки».
3.
Игровой
стретчинг
«Березка», «Мостик».
4. Музыкально-ритмическая
композиция «Песенка о
лете» Е. Крылатова.

1. Разминка (шаг с высоким
подниманием бедра, поскоки).
2. Дыхательная гимнастика
«Ушки».
3.
Игровой
стретчинг
«Березка», «Мостик».
4. Музыкально-ритмическая
композиция «Песенка о лете»
Е. Крылатова.
5.
Музыкальная
игра
«Барашки и волк»
С. Насауленко.
6.
Игровой
самомассаж,
релаксация.

1. Разминка (шаг с высоким
подниманием бедра, поскоки).
2. Дыхательная гимнастика «Ушки».
3. Игровой стретчинг «Березка»,
«Мостик».
4.
Музыкально-ритмическая
композиция «Песенка о лете» Е.
Крылатова.
5. Музыкальная игра «Барашки и
волк»
С. Насауленко.
6. Игровой самомассаж, релаксация.

Занятие 34.
Подготовка к контрольному
итоговому занятию.

Занятие 35.
Итоговое
занятие.

Занятие 36.
Диагностика уровня музыкальнодвигательных способностей детей.

контрольное

Итого: 36 часов

3.6.Учебно- тематический план
2 год обучения
Общее количество часов – 72
Количество в неделю – 2
Период
Перечисление
прохождения
теория
материала

тем

Количество
Количество
Кол-во
Перечисление
Итоговые
часов
часов
часов
тем практика
мероприятия

21

Сентябрь

Октябрь

Тема1. «Диагностика
уровня музыкальнодвигательных
способностей детей
на начало года.
Тема 2. «Культура
поведения
на
занятиях
4
хореографии»
Тема 3. «Культура
поведения
в театре»

Ноябрь

Тема 4.
«Танцевальное
искусство»

Тема 1.
«Волшебная
осень»

6
«Путешествие 1
в

2

6

2

2

Тема 5.
«Виды
Декабрь

хореографии»

2

4

Январь

Тема 6.
«Сюжетный танец»

2

4

осенний лес»

22

Тема 2.
«Здравствуй,

Февраль

Тема 7.
«Народный танец»

«Новогодняя

гостья-зима!»
2

6

2

8

1

сказка»

Тема 8.
«Бальный танец»
Март

Апрель

Тема 9.
«Историко
бытовой танец»

Тема 4.
«В гости
–

к весне»

Май

2

Тема 5.
«Здравствуй,
лето!»

3.6.1. Содержание программы

1

4

2

Тема 10.
«Танцевальный
Воскресенск»

«Весенняя
капель»

«День
города»

1

23

месяц 1 неделя

С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Занятие 2.
Тема «Культура поведения на
занятиях хореографии»:
Занятие 1.
познакомить
детей
с
Вводное занятие.
правилами
и
манерой
Тема «Диагностика поведения;
уровня музыкально- - с формой одежды и
двигательных
прической;
способностей детей - с отношениями между
на начало года».
мальчиками и девочками.
«Танец с осенними листьями и
зонтиками»
М. Ленграна.

Занятие 3.
Упражнения
на
ориентировку
в
пространстве:положение
прямо (анфас), полуоборот,
профиль.
Положения и движения
ног:
позиции
ног
(выворотные); relleve по
1,2,3 позициям.
«Танец
с
осенними
листьями и зонтиками»
М. Ленграна.

Занятие 4.
Упражнения
на
ориентировку
в
пространстве: квадрат.
Положения и движения
ног: sotte по 1,2.6, sotte в
повороте (по точкам
зала).
«Танец
с
осенними
листьями и зонтиками»
М. Ленграна.

Занятие 5.
Тема 3. «Культура
поведения в театре».
- Познакомить детей
с
культурой
и
правилами поведения
при
посещении
театров.
Положения
и
движения ног: demi –
plie
по
1,2,3
позициям; сочетание

Занятие 7.
Танцевальная комбинация,
основанная на элементах
классического танца.
Танцевальная композиция
«Осенний парк» Е. Доги.

Занятие 8.
Итоговое
занятие
«Путешествие в осенний
лес»

Занятие 6.
Упражнения на ориентировку
в пространстве: свободное
размещение по залу, пары,
тройки.
Положения и движения ног:
шаги с высоким подниманием
ноги согнутой в колене вперед
и назад на полупальцах; demiplie с одновременной работой
рук.
Танцевальная
композиция

24

маленького
приседания
подъема
полупальцы, шаги
полупальцах
продвижением
вперед и назад.
Танцевальная
композиция
«Осенний парк»
Доги.

Н
О
Я
Б
Р
Ь

Д
Е

«Осенний парк» Е. Доги.
и
на
на
с

Е.

Занятие 9.
Тема «Танцевальное
искусство».
- Познакомить детей
с
понятиями
«танцевальное
искусство»,
«хореографический
образ», «пластика»,
«жест»,
«выразительность».

Занятие 13.
Тема «Виды

Занятие 10.
Положения и движения рук:
положение рук на поясе –
кулачком; смена ладошки на
кулачок.
Движения ног: шаг с каблука в
народном характере; простой
шаг с притопом.

Занятие 11.
Положения и движения
рук: переводы рук из
одного положения в другое
(в
характере
русского
танца).
«Танец
Солдатиков
и
Куколок»

Занятие 14.
Занятие 15.
Положения и движения рук: Положения рук в паре:

Занятие 12.
Движения ног: простой
переменный
шаг
с
выносом ноги на каблук в
сторону
(в
конце
музыкального
такта);
простой переменный шаг
с выносом ноги на пятку
в
сторону
и
одновременной
открыванием
рук
в
стороны (в заниженную 2
позицию).
«Танец Солдатиков и
Куколок».
Занятие 16.
Итоговое

занятие

25

К
А
Б
Р
Ь

Я
Н
В
А
Р
Ь

хореографии».
- Познакомить детей
с
видами
хореографии:
классический,
народный, бальный,
историко-бытовой и
современные танцы.
Движения
ног:
battement
tendu
вперед и в сторону на
носок (каблук) по 1
свободной позиции, в
сочетании с demi-plie;
притоп
простой,
двойной, тройной.

«приглашение».
Движения
ног:
простой
русский шаг назад через
полупальцы на всю стопу;
хлопки в ладоши – двойные,
тройные;
руки
перед
грудью
–
«полочка».
«Танец
Солдатиков
и
Куколок»

Занятие 17.
Тема «Сюжетный
танец».
Положение рук в
паре: «под ручки»
(лицом друг к другу).
Движения
ног:
простой бытовой шаг
по парам в повороте,
взявшись под ручку
противоположными
руками. Упражнения

Занятие 18.
Положения рук в паре:
сзади за талию (по парам,
тройкам).
Движения ног:
танцевальный шаг по парам,
тройкам ( с положением рук
сзади за талию).
Упражнения на ориентировку
в пространстве:диагональ.
Танец
«Птичка
польку
танцевала»

«лодочка» (поворот под «Новогодняя сказка».
руку).
Движения ног:
Простой шаг с притопом с
продвижением
вперед,
назад; простой бытовой
шаг по парам под ручку
вперед,
назад;
танцевальный
шаг
по
парам (на последнюю долю
приседание и поворот
корпуса в сторону друг
друга).
«Танец
Солдатиков
и
Куколок»

Занятие 19.
Упражнения
на
ориентировку
в
пространстве: «змейка»;
«ручеек».
Танцевальная комбинация,
построенная на шагах
народного танца.
Танец «Птичка польку
танцевала»
А. Рыбникова.

Занятие 20.
Танцевальная
комбинация, построенная
на
шагах
народного
танца.
Движения ног: прыжки с
поджатыми ногами.
Танец «Птичка польку
танцевала»
А. Рыбникова.

26

на ориентировку в А. Рыбникова.
пространстве:колонна
по одному, по парам,
тройкам, по четыре.

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

М
А
Р

Занятие 21.
Тема «Народный
танец».
- Познакомить детей
с
костюмами
музыкой
и
культурными
особенностями
русского народа.

Занятие 22.
Движения
ног:
«гармошка»; (девочки)
простой бег с открыванием рук
в подготовительную позицию
(вверху, между 2 и 3
позициями).

Занятие 23.
Движения ног: поклон на
месте с руками;
Занятие 24.
Упражнения
на
ориентировку
в
пространстве:«звездочка»
«корзиночка».

Движения
ног:
«шаркающий шаг»,
«елочка»; (мальчики)
подготовка
к
присядке (плавное и
резкое
опускание
вниз по 1 прямой и
свободной позиции).

Движения ног: «ковырялочка»
с
двойным
и
тройным
притопом; (девочки) маленькое
приседание
(с
наклоном
корпуса), руки перед грудью
«полочка».Танцевальная
композиция «Калинка».

поклон с продвижением
вперед
и
отходом
назад; (мальчики) подскоки
на двух ногах (1 прямая,
свободная позиция);
(девочки) бег с сгибанием
ног назад по диагонали,
руки
перед
грудью
«полочка».
Танцевальная композиция
«Калинка».

Занятие 25.
Тема «Бальный
танец».
- Познакомить детей
с понятием «бальный

Занятие 26.
Тема « В гости к весне».
Танцевальная
комбинация,
построенная на элементах
бального танца.

Занятие 27.
Занятие 28.
Постановка
корпуса, Движения ног: шаги:
головы, рук и ног.
бытовой и танцевальный;
поклон, реверанс.
Танец «Колхозная полька»

Танцевальная
композиция «Калинка».

27

Т

А
П
Р
Е
Л
Ь

М
А
Й

танец»
полька.

-

вальс,

М. Дунаевский.

Танец
«Колхозная
полька» М. Дунаевский.

Занятие 31.
Занятие 29.
Положения рук в паре:
Тема «Историкобытовой танец».
основная позиция.
- Познакомить детей
с понятием историкоДвижения ног: легкий бег
Занятие 30.
бытовой
на полупальцах по кругу
Движения
ног:
«пике» по парам лицом и спиной
танец»:менуэт,
(одинарный) в прыжке.
полонез.
вперед.

Занятие 32.
Движения
в
паре:
«боковой галоп» вправо,
влево;
легкое
покачивание лицом друг
к другу; поворот по
Танец «Колхозная полька» М. Движения
Движения ног:
в
паре: парам.
Дунаевский.
(мальчик) присед на одно
«боковой
галоп»
«Колхозная
колено, (девочка) легкий Танец
простой (по кругу).
бег вокруг мальчика. Танец полька» М. Дунаевский.
«боковой галоп» с
«Колхозная полька»
притопом
(по
линиям).
М. Дунаевский.
Занятие 33.
Тема «Танцевальный
Воскресенск».
Занятие 34.
- Рассказать детям о Подготовка
танцевальных
занятию.
коллективах города.
Движения

ног:

к

Занятие 36.
Занятие 35.
Диагностика
уровня
итоговому Итоговое занятие «День музыкальногорода»
двигательных
способностей детей.

28

боковой
шаг.

подъемный

Положения рук в
паре: «корзиночка».
Итого: 36 часов

3.7.Учебно- тематический план
3 год обучения
Общее количество часов – 72
Количество в неделю – 2
Период
Перечисление
прохождения
теория
материала

Сентябрь

тем

Количество
Количество
Кол-во
Перечисление
Итоговые
часов
часов
часов
тем практика
мероприятия

Тема1. «Диагностика
уровня музыкальнодвигательных
способностей детей
на начало года.
Тема 2.
«Бальный танец»

Тема 1.
«Волшебная
осень»
4

Тема 3.

6

«Золотая
осень»

1

29

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

«Классический
танец»

2

6

Тема 4.
«Историко
бытовой танец»

– 2

2

Тема 5.
«Современный
танец»

2

4

Тема 6.
«Танцы
мира»

2

4

народов

Тема 7.
«Русский народный
танец»
2

Тема 8.
«Испанский танец»

2

Тема 2.
«Здравствуй,

«Новогодний
карнавал»
1

гостья-зима!»
6

Тема 4.

8

«Весна

30

«В гости

Апрель

Май

к весне»

Тема 9.
«Цыганский танец»

по

2

в 1

4

2
Тема 10.
«Путешествие
странам»

стучится
окна»

Тема 5.
«Здравствуй,
лето!»

4

«Выпуск
детей
школу»

в
1

3.7.1. .Содержание программы
месяц
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь

1 неделя

2 неделя

Занятие 2.
Тема «Бальный танец»
Занятие 1.
Рассказать
о
Вводное
занятие. Диагностика современных бальных
уровня музыкально-двигательных танцах – румба, танго,
способностей детей на начало фокстрот,
квик-степ,
года.
ча-ча-ча, самба.
Танец «Вальс» Е. Доги.

3 неделя

4 неделя

Занятие 4.
Занятие 3.
Движения ног:
Движения рук: port de Вальс: par вальса (по
bras.
одному, по парам); par
Движения ног: relleve; balance (на месте, с
demi – plie.
продвижением вперед,
Танец «Вальс» Е. Доги. назад.
Танец «Вальс» Е. Доги.

31

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

Н
О
Я
Б
Р
Ь
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

Занятие 5.
Тема «Классический танец».
- Познакомить детей с понятием
«классический танец». –Раскрыть
содержание термина «балет»,
показать фото и видеоматериалы
из
балетного
спектакля.
Движения ног: battement tendu,
passé.
Музыкально-ритмическая
композиция
под
музыку
Вивальди»
С. Никитин.

Занятие 6.
Движения рук: port de
bras.
Движения ног: releve.
Музыкальноритмическая
композиция
под
музыку Вивальди»
С. Никитин.

Занятие 10.
Занятие 9.
Движение ног: pas
Тема «Историко-бытовой танец» eleve.
- Рассказать о разнообразии Движение рук: port de
историко-бытовых танцев: гавот, bras.
мазурка.
«Танец Придворных»
Л. Боккерини.
Занятие 13.
Тема «Современный танец».
Познакомить
детей
с Занятие 14.
различными направлениями в «Новогодний
современной хореографии: хип- карнавал» Ассоль.
хоп, брейк, диско, рок-н-ролл,
фристайл.

Занятие 7.
Движения ног:
demi-plie.
Движение рук: port de
Занятие 8.
bras.
Итоговое
занятие
Музыкально«Золотая осень».
ритмическая
композиция
под
музыку Вивальди»
С. Никитин.

Занятие 11.
Движение ног: pas
degage.
Движение рук: port de
bras.
«Танец Придворных»
Л. Боккерини.

Занятие 12.
Движение ног: pas
balance.
Движение рук: port de
bras.
«Танец Придворных»
Л. Боккерини.

Занятие 15.
«Новогодний
карнавал» Ассоль.

Занятие 16.
Итоговое
«Новогодний
карнавал».

занятие

32

«Новогодний карнавал» Ассоль.

Я
Н
В
А
Р
Ь

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

Занятие 19.
Движения ног:
прыжок с поджатыми;
(мальчики): присядка
«мячик» (руки на поясе
– кулачком).
Движения в паре:
соскок на две ноги
лицом друг другу.
«Кадриль» В. Теплов.

Занятие 20.
Движения ног:
пружинящий шаг под
ручку по кругу;
(мальчики):
присядка по 6 позиции
с выносом ноги вперед
на всю стопу.
«Кадриль» В. Теплов.

Занятие 23.
Движения ног:
(мальчики):
одинарные
удары
Занятие 22.
ладонями
по
Занятие 21.
Упражнения
на внутренней
или
Тема «Русский народный танец».
ориентировку
в внешней
стороне
- Рассказать о разнообразии
пространстве:«карусел голени
с
характерных образов в русских
ь»,
продвижением вперед
народных танцах.
«воротца».
и назад.
«Кадриль» В. Теплов.
Движения ног:
(девочки): вращение на
полупальцах;
(мальчики): «гусиный
шаг».

Занятие 24.
Движения
ног:
кадрильный шаг с
каблука,«ковырялочка»
(с
притопом,
с
приседанием,
с
открыванием рук).
«Кадриль» В. Теплов.

Занятие 18.
Движения
ног:
Занятие 17.
поочередное
Тема «Танцы народов мира».
выбрасывание
ног
Познакомить
детей
с перед собой или крест
особенностями
национальных на крест на носок или
культур.
ребро каблука на месте
и с отходом назад,
«веревочка».

33

М
А
Р
Т

Занятие 25.
Тема «Испанский танец»
Рассказать
детям
об
особенностях
испанской Занятие 26.
Занятие 27.
Занятие 28.
культуры, характере и манере Разучивание элементов Разучивание элементов Разучивание элементов
исполнения народных танцев.
испанского танца.
испанского танца.
испанского танца.
Показать
фотоматериалы
костюмов и видеоматериал с
испанским народным танцем.

А
П
Р
Е
Л
Ь

Занятие 29.
Тема «Цыганский танец».
Занятие 30.
Занятие 31.
Рассказать
детям
об
Разучивание элементов Разучивание элементов
особенностях
цыганской
цыганского танца.
цыганского танца.
культуры, характере и манере
исполнения народных танцев.

М
А
Й

Занятие 33.
Тема «Путешествие по странам».

Занятие 34.
Диагностика
уровня Занятие 35.
музыкальноПодготовка
двигательных
итоговому занятию.
способностей детей.

Итого: 36 часов

3.7.2. Циклограмма деятельности.
Средняя группа. Подготовительная к Вторник, 15.30 – 15.50
школе группа

Занятие 32.
Итоговое занятие
«Весна стучится
окна»

в

Занятие 36.
к Праздник
«Выпуск
детей в школу».

34

Старшая группа, Подготовительная к Четверг 15.55 – 16.20
школе группа
3.8. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА,
(РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ МЕТОДИК А.Н.ЗИМИНОЙ И А.И.БУРЕНИНОЙ).
Цель: выявление уровня развития чувства ритма.
Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально
подобранных заданий.
3.8.1.. Средний дошкольный возраст.
Критерии уровня развития чувства ритма:
1. Движение.
1) соответствие движений характеру музыки с контрастными частями:
высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений в соответствии с изменением характера музыки,
чувствует начало и конец музыки;
средний – производит смену движений с запаздыванием, по показу взрослого;
низкий – смену движений не производит, не чувствует начало и конец музыки.
2) соответствие движений ритму музыки:
высокий – ребёнок чётко ритмично выполняет движения;
средний – выполняет движения с ошибками;
низкий – движения выполняются неритмично.
3) соответствие движений темпу музыки:
высокий – ребёнок чувствует смену темпа, самостоятельно отмечает это сменой движения;
средний – чувствует смену темпа с запаздыванием, движения меняет по показу взрослого или других детей;
низкий – не чувствует смену темпа, движения меняет с большим опозданием.
4) координация движений и внимание («Ритмическое эхо» со звучащими жестами):

35

высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;
средний – допускает 1-2 ошибки;
низкий – не справляется с заданием.
2. Воспроизведение метра и ритма.
1) воспроизведение метрической пульсации музыкального произведения в хлопках:
высокий – ребёнок точно воспроизводит метрическую пульсацию музыкального произведения;
средний – на протяжении выполнения задания кратковременно теряет ощущение метра (спешит, запаздывает), но в
целом справляется с заданием.
низкий – беспорядочные хлопки.
2) воспроизведение ритма знакомой песни под пение педагога или своё пение:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни
средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
3) воспроизведение ритмического рисунка в хлопках («Ритмическое эхо»):
высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
средний – допускает 2-3 ошибки;
низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок.
3.8.2. Старший дошкольный возраст.
Критерии уровня развития чувства ритма:
1. Движение.
1) передача в движении характера знакомого музыкального произведения (3-х частная форма):
высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки;
средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру
музыки;
низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру музыки.
2) передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после предварительного
прослушивания:

36

высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений;
средний - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при
движений;
низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении.
3) соответствие ритма движений ритму музыки:
высокий – чёткое выполнение движений;
средний – выполнение движений с ошибками;
низкий – движение выполняется не ритмично.
4) координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими жестами»):
высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;
средний – допускает 1-2 ошибки;
низкий – не справляется с заданием.
2. Воспроизведение ритма.
1) воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;
средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
2) воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;
средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.

выполнении

37

3) воспроизведение ритма песни шагами:
высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;
средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;
низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием.
4) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных инструментах («ритмическое эхо»):
высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
средний – допускает 2-3 ошибки;
низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок.
3. Творчество.
1) сочинение ритмических рисунков:
высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;
средний – использует стандартные ритмические рисунки;
низкий – не справляется с заданием.
2) танцевальное:
высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые
движения или придумывает свои; движения выразительны;
средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру
музыки;
низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке
3.9. Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребенка

38

- Координация, ловкость движений – точность движений, координация рук и ног при выполнении упражнений. Для
проверки уровня развития координации рук и ног применяются следующие задания:
Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот.
Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).
Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.
3 балла - правильное одновременное выполнение движений.
2 балла - неодновременное, но правильное; верное выполнение после повторного показа.
1 балл - неверное выполнение движений.
- Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на
занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па».
Тест на определение склонности детей к танцевальному творчеству. Детям предлагается под музыку (после
предварительного прослушивания)
изобразить следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п.
3 балл - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова характеризующие музыку и
пластический образ.
2 балл - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения.
1 балл - ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации;
- Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости корпус свободно наклоняется.
Упражнение «Отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела вперед).
Детям предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра, ноги прямые на ширине плеч, прижаты к
ковру. У края ковра на полу между ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как можно
дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми. Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток
до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами.
3см и меньше – низкий уровень (1 балл).
4-7см – средний уровень (2 балла)
8-11см – высокий уровень (3 балла).

39

Упражнение «Кольцо» (проверка гибкости тела назад).
Исходное положение, лёжа на животе, поднимаем спину, отводим назад (руки упираются в пол), одновременно сгибая
ноги в коленях, стараемся достать пальцами ног до макушки.
3 балл – максимальная подвижность позвоночника вперед и назад.
2 балл – средняя подвижность позвоночника.
1 балл - упражнения на гибкость вызывают затруднения.
- Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности,
изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке
(в процессе самостоятельного исполнения - без показа педагога).
Упражнение «Кто из лесу вышел?»
После прослушивания музыки ребенок должен не только угадать кто вышел из лесу, но и показать движением. Закончить
движение с остановкой музыки. (отражение в движении характера музыки).
Упражнение «Заведи мотор».
Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под медленную музыку - медленно, под быструю –
быстро (переключение с одного темпа на другой).
Упражнение «Страусы».
Под тихую музыку дети двигаются, как «страусы». Под громкую музыку «прячут голову в песок» (отражение в движении
динамических оттенков).
3 балла – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой,
передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику)
2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают
не всегда.
1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом
произведения.

40

Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах
разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность,
восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто
подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У
неэмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные. Оценивается этот показатель по внешним
проявлениям (Э-1, Э-3).
Детям предлагается изобразить «усталую старушку», «хитрую лису», «девочку, которая удивляется», «сердитого волка».
- Развитие чувства ритма. Ритмические упражнения – передача в движении ритма прослушанного музыкального
произведения. Эти задания требуют от детей постоянного сосредоточения внимания. Если чувство ритма несовершенно,
то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; ребенок говорит
примитивно используя короткие отрывочные высказывания.
Упражнения с ладошками.
Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети должны постараться точно повторить его
хлопки.
Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные хлопки. Педагог должен молчать,
реагируя на исполнение мимикой.
1.
2.
3.
4.

4 раза по коленями обеими руками (повторить 2 раза).
3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).
2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.
1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением).

1 балл - с ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок.
2 балла – выполняет лишь отдельные упражнения, с несложным ритмическим рисунком.
3 балла – точно передает ритмический рисунок.

41

3.9.1.Уровни развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности.
Первый уровень (высокий 15-18 баллов) предполагал высокую двигательную активность детей, хорошую
координацию движений, способность к танцевальной импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии,
самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки. Имеет
устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию движений под музыку. Хлопками передает ритмический
рисунок.
Второй уровень (средний 10-14 баллов). Этому уровню свойственна слабая творческая активность детей, движения его
довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаёт только общий
характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно - игровых движениях легко передает
характер персонажа. Верное выполнение упражнений на координацию после повторного показа движений.
Третьему уровню (низкому 6-9 баллов) соответствовали следующие характеристики детей: они повторяют несложные
упражнения за педагогом, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность,
заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не отражают характер музыки и не
совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика бедная, движения невыразительные.
Ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации. С ритмическими заданиями не
справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. Упражнения на гибкость вызывают затруднения.
4.ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего
школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
- Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий,
2003, 2006. – 72 с.
- Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. 76 с.
- Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с.

42

- Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006.
-352 с.
Паспорт Программы.
Наименование
дополнительной Проведение занятий по развитию музыкально-ритмических
образовательной услуги
танцевально-творческих способностей детей

Наименование программы

Основание для разработки

Автор-составитель
Целевая группа

и

Дополнительная
общеобразовательная
программа
дошкольного
образования по развитию музыкально-ритмических и танцевальнотворческих способностей детей «Расписной самовар»
 Федеральный закон от 21.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации»)
 Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
(утв.
приказом
Министерства
образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы в
дошкольных
организациях
(Постановление
Главного
государственного санитарного врача РФ от 15. 05.2013г. №26).
 Устав МБДОУ № 201.
 Халимовская Светлана Владимировна
Дети среднего и старшего дошкольного возраста

43

Цель Программы

Задачи Программы

Формирование
у
дошкольников
музыкально-ритмических
и
танцевально-творческих
способностей
Приобщение
детей
к
танцевальному искусству. Развитие у детей основных навыков умения
слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту.
Способствовать
эстетическому
и
нравственному
развитию
дошкольников, выявить и раскрыть творческие способности
дошкольника посредством хореографического искусства.
Образовательные:
 Обучить детей танцевальным движениям.
 Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение,
характер, передавать их танцевальными движениями.
 Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
 Формировать умение ориентироваться в пространстве.
 Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
 Воспитательные:
 Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные
способности.
 Формировать общую культуру личности ребенка, способность
ориентироваться в современном обществе.
 Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и
взрослыми.
 Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
 Развивающие:
 Развивать творческие способности детей.
 Развить музыкальный слух и чувство ритма.
 Развить воображение, фантазию.
 Оздоровительные:
 укрепление здоровья детей.

44

Программно-методическое обеспечение

Срок реализации программы

Ожидаемые
конечные
реализации Программы.

- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической
пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб,
2000. - 220 с.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение,
1967. – 203 с.
- Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном
образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
- Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. –
112 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие
чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
- Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.:
Линка-пресс, 2006. - 272 с.
- Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная
палитра, 2006. – 44 с.
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая
гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.
3 учебных года с 01.09.2020 по 31.05.2022г.

Овладение средствами музыкально-ритмических движений, двигательной
активности,
обеспечивающих
развитие
танцевально-творческих
результаты способностей дошкольников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».