ДООП Заниматенльная математика

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
2.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.

Целевой раздел……………………………………………………………
Пояснительная записка к рабочей программе………………………….
Цели и задачи………………………………………………………………
Принципы и подходы …………………………………………………..
Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет…………….
Планируемые результаты…………………………………………………
Система оценивания качества образовательной деятельности………..
Содержательный раздел…………………………………………………..
Организационный раздел……………………………………………….
Учебный план……………………………………………………………...
Календарно-тематическое планирование……………………………….
Средства, формы, способы реализации программы…………………….
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников………………
Материально-техническое обеспечение программы…………………...
Формы и методы контроля, система оценок………………………….
используемые источники……………………………………………….

3

3
3
4
5
5
6
6
7
10
10
12
16
17
18
18
19

1. Целевой
раздел
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»
реализуется в рамках познавательного направления развития дошкольников и
направлена на формирование у детей математических навыков.
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного
возраста продиктована современной действительностью. Мы живем в
стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров,
спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные
технологии дают нам новые возможности. Для того, чтобы наши воспитанники
были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке
информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию,
анализировать ее, применять в освоении нового, находить неординарные решения
в различных ситуациях.
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития
детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс,
т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой
активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и
существенных признаках предметов и явлений действительности, которые
закреплены в словах. Математическая грамотность, развитое логическое
мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А. Венгера «для
пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне
готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с
внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе
научных знаний о мире. Все это принесет пользу умственному развитию ребенка
только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных
способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления,
воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств
вещей и их разновидностей…»
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут
служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем
возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык
логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не
овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи,
выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате
может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к
учению.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы
должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного,
принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе,
обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а
также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности –
умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом
невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих
4

программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической
составляющей в них придается важнейшее значение. Чтобы школьник не
испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с
нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка
соответствующим образом.
Занятия по программе «Занимательная математика» создают условия для
формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на
упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. В программе широко
представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки,
головоломки, словесные игры, пальчиковые игры, игры со шнуровкой,
лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только
вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают
детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание
уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости,
сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи,
упражнения. Например: «Найди недостающую фигуру», «Найди лишнее», «Чем
отличается?», «Найди пару»» и др. Для решения этих заданий необходим анализ
условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение
математического умозаключения.
Большое место на занятиях занимают дидактические игры и упражнения.
Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей,
активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение
и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают
процесс усвоения знаний.
В программу включены игровые и занимательные задания на развитие
пространственных
представлений,
развитие
умений
математического
конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.
1.2. Цели и задачи:
Цель: развитие умственных способностей в комфортной среде, расширять
кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить детей с оттенками (розовый, голубой, фиолетовый,
вишневый).
- Формировать умение следовать устным инструкциям.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,
треугольник, четырехугольник, угол, сторона, длина, длиннее – короче, больше –
меньше, выше – ниже, толще – тоньше.
- Развивать у детей:
*мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение);
*познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);
*мелкую моторику рук и глазомер;
*творческие способности и фантазию, способности к моделированию и
конструированию.
- Воспитывать интерес к интеллектуальным играм.
5

- Формировать стремление доводить дело до конца.
- Содержание программы соответствует заявленным принципам ФГОС:
принцип развивающего образования, принцип необходимости и достаточности,
принцип интеграции.
1.3. Принципы и подходы
Основные принципы и подходы к формированию рабочей программы
«Занимательная математика»:
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядность (наличие дидактических материалов);
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка,
реализация творческих потребностей);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок
применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий);
- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и
теоретической основы).
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет
Умственное развитие – очень важная, но не единственная сторона общего
психического развития. Ребенок должен развиваться гармонически, т.е. в
умственном, эстетическом и физическом отношениях.
В этом возрасте содержание заданий должно обеспечить, прежде всего,
развитие восприятия, образного мышления, воображения ребенка, и таким
образом, углублять и расширять те достижения в умственном развитии, которые
отвечают специфике дошкольного детства. А достичь этой цели можно, если
учить ребенка выявлять и учитывать в своих действиях свойства предметов,
пользоваться условными заменителями вещей, строить и использовать наглядные
пространственные модели (планы, схемы, чертежи и др.), отображающие
отношения между предметами и их частями. Для того, чтобы такое обучение
было успешным оно должно быть включено в доступные и интереснее для
ребенка виды деятельности – игру, рисование, конструирование, лепку и др.
особого обсуждения заслуживает вопрос о занятиях, связанных с усвоением
математики. Опыт в работе педагогов доказывает, что обучение математике не
только можно, но и вполне целесообразно начинать в дошкольном детстве при
условии, если содержание и методы обучения строятся с учетом особенностей
возраста ребенка и задач умственного развития.
В этом возрасте целесообразно ввести новые для детей области деятельности
– область количественных отношений вещей. Введение должно осуществляться
при помощи тех же средств, которые обеспечивают умственное развитие, в
других видах занятий – организации действий самих детей с количественными
отношениями, построения и использования моделей этих отношений,
максимального использования игровых приемов. При этом является главным –
научить детей навыкам счета.
Как и младшим дошкольникам, детям 4-5 лет предлагаются игры на
обозначение отдельных предметов, на анализ строения предметов, на
6

ориентировку в пространстве и на развитие воображения. На пятом году жизни
дети могут находить и выделять в предметах и явлениях некоторые
дополнительные свойства, такие как длительность звука, вес предмета и другие
начинают анализировать с помощью схем все более сложные предметы,
состоящие из большего числа частей.
Выполняя задания на развитие воображения, дети создаю не толь отдельные
образы, но и представляют в уме различные ситуации, детализированные и
развернутые. Они более свободно определяют взаимное расположение предметов
в пространстве, используя планы такого расположения.
1.5. Планируемые результаты
В результате игровых занятий дети научатся:
- сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме;
- различать основные цвета и их оттенки;
- научатся следовать устным инструкциям и работать по схемам;
- улучшать коммуникативные способности.
- отличать признаки геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника,
прямоугольника).
1.6. Система оценивания качества образовательной деятельности
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:
- проведение мониторинга;
- систематическое отслеживание детских достижений;
- изготовление дидактических игр,
- открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников;
- участие в конкурсах различного уровня;
- создание презентации.

7

2.Содержательный раздел
Основным требованием и условием научно – технического прогресса и
социального прогресса является формирование творческой личности. Для
успешного осуществления творческой деятельности важны быстрота
умственной ориентировки, сообразительность и находчивость. А так как в основе
творческих способностей лежат умственные способности, все более актуальной
становиться проблема развития мышления воспитанников. Именно мышление
способствует открытию у детей новых способов действий и новых знаний.
Стремление к познанию нового является одним из условий успешного
развития ребенка, основой для формирования учебной мотивации. Готовность
учиться новому включает в себя готовность узнавать что-то новое, и готовность
преодолевать трудности, и готовность получать удовольствие от процесса
обучения. Ребенок учиться учится с рождения! И одна из задач взрослых:
педагогов, воспитателей, родителей, психологов заключается в обеспечении
адаптивности ребенка к жизни на разных уровнях развития: интеллектуальном,
эмоциональном, физиологическом, сенсорном.
При этом адаптивность понимается не как адаптация (приспособление к
внешним условия), а как возможность целеустремленной системы
функционировать в режиме целеполагания и целедостижения. Иными словами,
каким образом ребенок будет ставить перед собой задачи, как он будет их
достигать, имеет ли он опыт преодоления трудностей.
Ведущий принцип современного дошкольного образования – создание
условий для целостного развития личности ребенка. Такой подход требует
организованного включения предлагаемого детям математического материала в
процесс живого наблюдения за всем что происходит вокруг, осуществления
практических действий по фиксации особенностей окружающих нас предметов, а
так же выявления признаков сходства и различая объектов.
Материал, накопленный в ходе знакомства с окружающим миром с помощью
взрослых (педагогов и родителей) систематизируются, обобщаются детьми,
образует канву представлений ребенка об устройстве Вселенной и законах,
которые в ней действуют.
Пособия для дошкольников имеют своей целью формирование предпосылок
для овладения малышом приемами умственной деятельности посредством
выполнения заданий специально подобранных в соответствии с особенностями
умственного и психического развития дошкольника, способствующих
продвижению его по пути математических представлений.
Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра,
которая создает у ребенка положительный настрой, вводит ребенка в мир знаний.
Ведь в игре взрослый не осуществляет прямого обучения, способного затормозить
или отрицательно повлиять на самостоятельность ребенка в выборе методов и
способов выполнения математических заданий. Взрослый в игре создает
ситуацию содружества, поэтому каждое правильное решение ребенок осознает
как собственную «победу».
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение; игра
для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания.
8

Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Руководя игрой,
организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны личности
ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако, если
для воспитанника цель в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть
другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование
умений, выработка тех или иных качеств личности. Дидактические игры и
игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения
этих игр взаимоотношения между детьми, родителем и ребенком, ребенком и
педагогом начинают носить более непринужденный характер.
В процессе использования различных видов несложных логических игр и
упражнений у детей развиваются последовательность умственных действий,
умение анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно
думать. Обучение детей по данному направлению начинается с более простых
задач и постепенно переходит к более сложным действиям. Организуя такую
работу, необходимо ставить цель – научить детей приемам самостоятельного
поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов.
Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам.
Сегодня это блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетные палочки, наглядные
модели, разрезанные картинки и др. при совместной деятельности с детьми
целесообразно
использовать
математические
загадки,
математические
упражнения, загадки – шутки, задачи в стихах, направленные на развитие
интеллектуальных операций и логического мышления, дидактические и
подвижные игры по математическому развитию, физкультминутки, считалки,
головоломки, задачи на сообразительность. Дидактическая игра создает условия
для развития самостоятельности, уверенности, формирует интерес к
количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на
дальнейшее усвоение математического материала, о количестве, счете, числе.
Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.
Особенной популярностью у детей пользуются палочки Кюизенера.
Использование чисел в цвете позволяет развивать у детей представление о числе
на основе счета и измерения. Выделение цвета и длинны палочек помогают
дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные
эталоны (цвета, размеры) и такие способы познания как сравнение, сопоставления
предметов (по цвету, длине, ширине, высоте). Дети быстро учатся переводить
игру красок в числовые отношения. В играх с палочками, которые могут носить
соревновательный характер, детям представляется возможность проявления
самостоятельности в поиске решения и ответа на поставленный вопрос, выдвигать
предположения и их проверять, осуществлять и мысленные пробы. Цветные
палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием.
Несмотря на обилие дидактических материалов для детей, довольно редко
удается встретить такое, чтобы одинаково подходило и двухлетним малышам, и
шестилетним дошкольникам. Одним из таких уникальных пособий стали
логические блоки венгерского педагога Золтана Дьенеша, которые являются
прекрасным средством ознакомления дошколят с формами предметов и
геометрическими фигурами. Серьезная познавательная задача с помощью
9

занимательных блоков усваивается детьми легко. В процессе разнообразных
действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным
правилам, перестроение и др.), дети овладевают различными мыслительными
умениями, важными как в плане предметной подготовки, так и с точки зрения
общего интеллектуального развития.
Занимательный материал увлекает, открывает эффективные
пути
активизации умственной деятельности, способствует организации общения детей
между собой и со взрослым, учит элементам логики: классификации, способам
сравнения, группировки предметов по количеству, величине, форме,
пространственному расположению.
Эта методика позволяет реализовать потребность играть в слова. Малыш
учится четко управлять союзами «и», «или», частицей «не» и другими.
Игры с блоками способствуют развитию памяти, внимания, логического
мышления, комбинаторики, аналитических способностей. Они формируют и
развивают навыки, которые необходимы для решения логических заданий:
способность выявлять в объектах различные свойства, правильно называть их и
удерживать в памяти одно, два или даже три свойства, умение обобщать. И все
это – в виде интересной и увлекательной игры.
Игры
по
математическому
развитию
привлекательны
своей
разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможностью
использовать их в различных видах деятельности. Игра позволяет ребенку
радоваться тому, что он познает. Развивающие игры по математике активизируют
внимание детей, закрепляют полученные навыки и умения.

10

3. Организационный раздел
Программа рассчитана на один год обучения (для детей с 4 до 5 лет).
Занятия по данной программе проводятся два раза в неделю во второй половине
дня продолжительностью 20 минут. Общее количество занятий в соответствии с
нормативной документацией составляет 72 ч, из которых 68 ч отводится на
детскую деятельность по реализации образовательных задач и 4 часа на
совместную детско-взрослую деятельность с родителями, как форма отчета по
реализации данной программы.
Учебный план

3.1.

Номер
п/п

Тема

1.
2.
3.

Мониторинг «Осенние краски»
«Угостим белочку»
«К зайчику на новоселье» (блоки
Дьенеша)
«Собери из частей»
«Коврик» (палочки Кюизенера)
«Чего не хватает»
«Что пропущено»
«Помоги муравьишкам» (блоки
Дьенеша)
«Сложи узор» (кубики Никитина)
«Колумбово яйцо»
«Что объединяет?»,
«Засели домики» (блоки Дьенеша)
«Заполни аквариумы» (блоки Дьенеша)
«Необычные фигуры» (блоки Дьенеша)
«Дом для зайца» (конструктор: «Лего» )
« Автодорога» (конструктор: «Лего»)
Развлечение для детей и родителей
«Собери по примеру» (конструктор:
«Лего»)
«В мире животных» (конструкторы:
«Лего»)
«Четвёртый лишний»
«Весёлый поезд» (палочки Кюизенера).
«Составь число» (палочки Кюизенера).
Планы – схемы: «Куда спрятался

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.
20.
21.
22.

11

Количество часов
Детская
Совместная
деятельность деятельность
с родителями
(открытые
мероприятия)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.

мишка»
«Паспортный стол»
«Угости зверей»
«Мастерская форм»
« Кто где спит»
Игры с «цветными числами» (палочки
Кюизенера).
«Игры – головоломки»
«Лабиринты»
«Колумбово яйцо»
«Путешествие»
«Обед для матрешек»
«Нарисуй картинку палочками»
Развлечение для детей и родителей
«Сказочный домик для лисички»
(палочки Кюизинера)
«Лабиринты»
«Логические задачи»
«Ребусы»
«Графические диктанты»
«Логические задачи»
«Магазин без продавца»
«Когда это бывает?»
«Лыжные гонки»
«Путешествие доктора Айболита»
(блоки Дьенеша)
«Начальные базы - оригами»
«Воздушный змей» (оригами)
«Сова» (оригами)
«Рассели ласточек»,
Развлечение для детей и родителей
«Игры – головоломки»
«Разрезанные картинки»
«Продолжи ряд»
«Магазин игрушек»
«Жадные медвежата»
«Домино»
Игра «Геоконт»
«Помоги фигурам выбраться из леса»
«Найди свой домик» (блоки Дьеныша)
«Торопись, да не ошибись»
«Малыши спешат на помощь»
«Разноцветная вода»
«Садовник»
12

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1

«Необычные фигуры» (блоки Дьеныша)
«Путешествие в солнечную страну»
(блоки Дьенеша)
«Построй дорожку» (блоки Дьенеша)
«Колумбово яйцо»
«Танграм»
«Поиск затонувшего клада»
«Цифры заблудились»
«Найди не достающую»
«На лугу»
Развлечение «Клуб знатоков»
(совместная деятельность детей и
родителей). Мониторинг

61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
итого:
всего:

1
1
1
2
1
1
1
1
1
1

68
72

4

Месяц

3.2. Календарно – тематическое планирование

№
п/п
1.
2.

сентябрь

3.

4.

5.
6.
7.

ктяб

8.
9.

Название темы

Программное содержание

Мониторинг «Осенние краски»
«Угостим белку»
Упражнять в различении цветов и их оттенков.
Развивать умение сравнивать множества.
«К зайчику на новоселье»
Закреплять умения выделять отдельные
(блоки Дьенеша)
предметы из множеств, видеть много и один в
окружающей
обстановке
и
описывать
наблюдения с помощью соответствующих
слов. Закреплять умение правильно называть
геометрические фигуры
«Собери из частей»
Упражнять в складывании целого изображения
из нескольких частей, развитие сенсорного
восприятия и мелкой моторики рук.
«Коврик»
(палочки Развивать комбинаторные способности путем
Кюизенера)
комбинирования цвета и формы
«Чего не хватает»
Развивать умение выявлять и абстрагировать
свойства, следуя алгоритму.
«Что пропущено»
Развивать
наблюдательность,
творческое
воображение.
«Помоги
муравьишкам» Развивать умение выявлять и абстрагировать
(блоки Дьенеша)
свойства, следуя алгоритму.
«Сложи узор» (кубики Развивать комбинаторные способности путём
Никитина)
комбинирования цвета и формы.
13

10.

«Колумбово яйцо»

11.

«Что объединяет?»,

12.

«Засели домики» (блоки
Дьенеша)
«Заполни
аквариумы»
(блоки Дьенеша)
«Необычные
фигуры»
(блоки Дьенеша)
«Дом
для
зайца»
(конструктор: «Лего» )
«Автодорога»
(конструктор: «Лего»)
Развлечение «Собери по
примеру» (конструктор:
«Лего»)
(совместная
деятельность детей и
родителей)
« В мире животных» Развивать умение мыслить пространственными
(конструкторы: «Лего»)
образами (объёмными фигурами).
«Четвёртый лишний»
Развивать умение сравнивать. Развивать речь,
внимание.
«Весёлый поезд» (палочки Развивать
конструктивные
способности,
Кюизенера).
зрительного внимания, умения мыслить
образами.
«Составь число» (палочки Развивать у детей представления о числе на
Кюизенера).
основе счёта и измерения.
Планы – схемы: «Куда Развивать
пространственные
спрятался мишка»
представления. Развивать умения действовать
согласно алгоритму.
«Паспортный стол»
Исследование свойств цилиндра, закрепление
счетных умений и знаний цифр 1-5.
«Угости зверей»
Закреплять умение прикладывать к группе
предметов
равное
количество
других
предметов.
«Мастерская форм»
Развивать умение из палочек и ниток
выкладывать геометрические формы.
«Кто где спит»
Обучать соотнесению по величине 3
предметов.
Игры
с
«цветными Развивать
комбинаторные
способности,
числами» (палочки
сообразительности, творческого воображения.

13.
14.
15.
16.
17.

18.

ноябрь

19.
20.

21.
22.

23.

декабрь

24.

25.
26.
27.

Развивать
конструктивные
способности,
зрительного внимания, умения мыслить
образами.
Развивать умение анализировать свойства
изображений, рассказывать о том, что их
объединяет.
Развивать аналитическую деятельность, умение
классифицировать объекты.
Осваивать
приёмы
конструирования
геометрических фигур (алгоритм действий).
Осваивать
приёмы
конструирования
геометрических фигур (алгоритм действий).
Развивать умение мыслить пространственными
образами (объёмными фигурами).
Развивать умение мыслить пространственными
образами (объёмными фигурами).
Развивать умение мыслить пространственными
образами (объёмными фигурами).

14

28.
29.
30.

31.
32.

33.

январь

34.

35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

февраль

42.

43.

44.
45.

Кюизенера).
«Игры – головоломки»

Развивать пространственное воображение,
сообразительность, смекалку.
«Лабиринты»
Развивать пространственное воображение,
сообразительность, смекалку.
«Колумбово яйцо»
Развивать
конструктивные
способности,
зрительного внимания, умения мыслить
образами.
«Путешествие»
Вырабатывать навыки пользования планом,
воспитывать внимание.
«Обед для матрешек»
Учить выстраивать матрешек по росту и
подбирать
посуду
разных
размеров
соответственно росту. Развивать мыслительные
операции.
«Нарисуй
картинку Развивать мыслительные операции.
палочками»
Развлечение
«Сказочный Развивать умение группировать палочки по
домик
для
лисички» цвету, упражнять в ориентировке по цвету.
(палочки
Кюизинера) Развивать
внимание,
речь,
логическое
(совместная деятельность мышление.
детей и родителей)
«Лабиринты»
Вырабатывать навыки пользования планом,
воспитывать внимание.
«Логические задачи»
Развивать пространственное воображение,
сообразительность, смекалку.
«Ребусы»
Развивать воображение, сообразительность,
смекалку.
«Графические диктанты»
Развивать мыслительные операции.
«Логические задачи»
Развивать пространственное воображение,
сообразительность, смекалку.
«Магазин без продавца»
Учить отсчитывать столько фигур, сколько
фигур на карточке.
«Когда это бывает?»
Учить различать части суток, развивать память,
речь.
«Лыжные гонки»
Формировать умение практически измерять
длину
с
помощью
мерки.
Развивать
самостоятельность.
«Путешествие
доктора Учить отбирать картинки путем их наложения,
Айболита»
(блоки закрепление названия геометрических фигур,
Дьенеша)
величины и цвета предметов. Развивать
мышление.
«Начальные базы
- Учить детей геометрическим терминам, как
оригами»
диагональ, концы и т.п.
«Воздушный
змей» Учить использовать полученные знания о
15

(оригами)
46.
47.
48.

49.
50.
51.
52.
53.

март

54.
55.
56.
57.
58.

апрель

59.

60.
61.
62.
63.

64.
65.

геометрических фигурах в других видах
деятельности.
«Сова» (оригами)
Закреплять знания о геометрических фигурах.
«Рассели ласточек»
Учить строить упорядоченные ряды по
выбранному признаку.
Развлечение «Игры – Развивать пространственное воображение,
головоломки» (совместная сообразительность, смекалку.
деятельность детей и
родителей)
«Разрезанные картинки»
Учить составлять предмет или несложный
сюжет по образцу.
«Продолжи ряд»
Упражнять в счете, развивать внимание и
мыслительные операции.
«Магазин игрушек»
Закреплять навыки счета в пределах 7.
«Жадные медвежата»
Формировать навыки практического измерения
объемов, развивать самостоятельность.
«Домино»
Развивать умения выделять и абстрагировать
свойства объекта, сравнивать по заданным
свойствам.
Игра «Геоконт»
Освоить понятия: точка, прямая линия,
отрезок, луч.
Игра «Геоконт»
Закрепить понятия: точка, прямая линия,
отрезок, луч.
«Помоги
фигурам Развивать у детей представления о числе на
выбраться из леса»
основе счёта и измерения.
«Найди
свой
домик» Развить умения классифицировать, используя
(блоки Дьеныша)
при этом кодовые карточки.
«Торопись, да не ошибись» Развить математические понятия о составе
числа при помощи схем.
предметов
по
основному
«Малыши
спешат
на Объединение
родовому признаку (форме) без учета
помощь»
известных признаков (цвета и величины)
«Разноцветная вода»
Учить сравнивать вместимость посуды.
Развивать любознательность.
«Садовник»
Развивать пространственные представления,
речь, внимание.
«Необычные
фигуры» Формировать умения упорядочивать предметы
(блоки Дьеныша)
по выбранным признакам.
«Путешествие в солнечную Закреплять умение называть геометрические
страну» (блоки Дьенеша)
фигуры, величину, цвет предметов. Развивать
внимание, память, речь, логическое мышление.
«Построй дорожку» (блоки Развить умения следовать определённому
Дьенеша)
алгоритму при выполнении цепочки действий.
«Колумбово яйцо»
Развитие
конструктивных
способностей,
16

66.

67.

68.
69.
70.

71.
72.

зрительного внимания, умения мыслить
образами.
«Колумбово яйцо»
Развитие
конструктивных
способностей,
зрительного внимания, умения мыслить
образами.
«Танграм»
Развивать
конструктивные
способности,
зрительное
внимание,
умение
мыслить
образами.
«Поиск
затонувшего Развивать произвольность внимания, памяти,
клада»
логики мышления.
«Цифры заблудились»
Учить
выстраивать
последовательный
числовой ряд, развивать внимание и память.
«Найди не достающую»
Учить видеть пропущенное число в числовом
ряду,
развивать
сообразительность.
«На лугу»

Развивать умение группировать предметы по
цвету и размеру.
Развлечение
«Клуб Создать условия для развития логического
знатоков»
(совместная мышления, сообразительности, внимания.
деятельность детей и
родителей. Мониторинг
3.3. Средства, формы, способы реализации программы

Форма работы: Групповые занятия (10-12 человек), включающие в себя:
- развивающие игры логико-математического содержания;
- словесно-логические упражнения;
- самостоятельную деятельность детей;
- рассматривание и беседу по картинке;
- раскрашивание «умной» картинки;
- использование литературных текстов;
- интеллектуальные викторины.
Формы и методы развивающих ситуаций.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно – иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую
информацию);
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности);
- частично – поисковый ( решение поставленных задач совместно с
педагогом);
- исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой);
- индивидуально – фронтальный ( чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы);
- групповой (работа в парах);
- индивидуальный (выполнение заданий и решение проблем).
17

В зависимости от содержания материала задания математического
характера подразделяются на:
Упражнения на выделение признаков объекта (предмета):
а) цвет, его оттенки;
б) величина: большой – маленький, длинный – короткий, тяжелый – легкий,
низкий – высокий;
в) форма: одинаковая – разная.
Упражнения на выделение количественных характеристик множеств
объектов или величин:
а) один – много (визуальное распознавание);
б) столько же (взаимно- однозначное соответствие);
в) больше – меньше (лишнее – не хватает);
г) уравнивание количеств (добавить – убрать).
Упражнения на развитие восприятия пространственного расположения
предметов и их частей:
а) расположение на линии (за, перед, следом, между);
б) расположение относительно замкнутой линии (внутри и вне);
в) расположение в пространстве (на, под, перед и т.д.);
г) расположение на плоскости ( выше, ниже, в центре, рядом и т.д.).
Упражнения на формирование приемов умственных действий:
а) классификации;
б) сравнения;
в) обобщения;
г) анализа;
д) синтеза.
Упражнения на развитие психических процессов:
а) мышления;
б) памяти;
в) внимания;
г) восприятия;
д) воображения.
В процессе игровых развивающих ситуаций используются различные
формы: традиционные, комбинированные и практические занятия
с
использование сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игр,
физкультурных пауз.
Основная форма работы – игра - занятие: дети слушают педагога, следят за
его действиями, сами совершают какие-либо действия, участвуют в общей игре.
На одном занятии дается от 2 до 4разных заданий. Каждое повторяется не более
2-3 раз. Поддерживать активность и предупреждать утомление детей позволяет
смена характера их деятельности. Новые знания даются детям постепенно, с
учетом того, что они знают и умеют делать.
3.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
18

Целью работы с семьями воспитанников по данной программе является
поддержка стремления родителей развивать художественную деятельность детей
в детском саду и дома
Основные задачи:
информирование друг друга о возможностях художественно-эстетического
развития детей в условиях детского сада и семьи;
создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и
формам
сотрудничества,
способствующего
развитию
конструктивного
взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами
мероприятиях, организуемых в группе, ДОУ;
поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным
стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их
удовлетворения в семье.
Формы взаимодействия с семьей
Формы работы
Направления
работы
Взаимопознание
и Встречи-знакомства, анкетирование семей, дни
взаимоинформирование открытых дверей, индивидуальные и групповые
консультации, оформление информационных
стендов,
организация
выставок
детского
творчества, создание памяток, переписка по
электронной почте.
Непрерывное
Лекции,
семинары,
семинары-практикумы,
образование
родительские и общие детсадовские собрания,
мастер-классы, игры.
воспитывающих
взрослых
Совместная
Акции, семейные гостиные, фестивали, вечера
деятельность педагогов, вопросов и ответов, праздники, проектная
родителей, детей
деятельность.
3.5. Материально-техническое обеспечение программы

- демонстрационная магнитно-маркерная доска;
- дидактический материал;
- логические блоки Дьенеша
- цветные счетные палочки Кюизенера;
- касса счетных материалов;
- цветные карандаши;
- наглядный раздаточный материал (геометрические фигуры, фигурки
животных, т.п.);
- кубики.
3.6. Формы и методы контроля, система оценок
С целью оценки качества реализации программы "Занимательная
математика" в начале и конце учебного года проводится мониторинг,
включающий в себя следующие вопросы:
19

1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном
порядке.
2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на
основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше,
поровну.
3. Умение узнавать цифры в пределах 10
4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в
пределах 5
5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5
предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними
(шире - уже, длиннее - короче и т.д.)
6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник,
цилиндр.
7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать
их последовательность.
8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево,
вперёд, назад, вверх, вниз)
9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные
справа и слева от неживого объекта.
Оценка знаний:
1 балл – ребенок не отвечает, не принимает помощь;
2 балла – ребенок отвечает частично, принимает помощь воспитателя;
3 балла – ребенок отвечает правильно, самостоятельно.
Подсчет результатов:
5 –8 баллов – низкий уровень
9 – 12 – средний уровень
13 – 15 – высокий уровень
3.7. Используемые источники:

1. Бортникова Е. «Чудо – обучайка» (изучаем геометрические фигуры, для
детей 3-6 лет) Ек.: Литур, 2005. — 24 с.
2. Козлова В.А. «Умейка» (математика в играх и задачах для малышей) –
СПб.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2008.- 32с.
3. Камарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера» (игры и
упражнения по обучению математике для детей 3-5 лет). - М.: ГНОМ, 2008. - 64 с.
4. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. «Давайте вместе поиграем» (игры с
логическими блоками Дьенеша). – СПб.: Корвет, 2005. - 46 с.
5. Новикова. В.Н., Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет). - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.- 96с.
6. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества и развивающие игры» (сложи
квадрат) - М.: Просвещение, 1990. – 160с.
7. Е.Н. Панова. Дидактические игры и занятия в ДОУ. - В.: Учитель, 2007. 78 с.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».