ДООП Волшебная бумага

1

1.Целевой раздел
Пояснительная записка.
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и
изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с
орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого
взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с
общественным трудом в духовную жизнь ребенка.
Другими словами: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее
ребенок». (В.А.Сухомлинский)
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима
(легкость обработки, минимум инструментов). Любая работа с бумагой складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и
познавательна.
Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность,
воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине
универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества,
знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями
более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме
того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской
работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать
чужую точку зрения. Из бумаги можно создать целый мир. Детям очень
нравиться творить из бумаги. Существует множество разных направлений
бумажного творчества: бумагокручение, квиллинг, торцевание, скручивание
салфеток, аппликация и т.п
На занятиях дети знакомятся с искусством бумагопластики. Невозможно
перечислить всех достоинств бумагопластики и моделирования в развитии
ребенка. Бумага как материал, очень доступна, а простота ее обработки
привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами
действий с бумагой: сгибание, складывание, вырезание, надрезание,
склеивание, скручивание, прогибание очень увлекает. Бумагопластика
развивает у детей способность работать руками, у них совершенствуется
мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие
глазомера.
Бумагопластика способствует концентрации внимания, так как
заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить
желаемый результат. Моделирование из бумаги имеет огромное значение в
развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения,
художественного вкуса. Бумагопластика и моделирование стимулирует
2

развитие памяти, так как ребенок должен запомнить последовательность
изготовления изделия. Бумагопластика совершенствует трудовые умения
ребенка, формирует культуру труда.
Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через
освоение детьми приемов работы с бумагой. Цель программы – развитие
творческих способностей детей средствами бумажной пластики, квиллинга и
оригами.
Данная
программа модифицированная. При
ее
разработке
использовались различные программы данной направленности: программа
«Бумажные фантазии» (Котова Наталья Васильевна), программа
«Бумагопластика» Иващенко Н.С.), программа «Волшебная бумага»
(Красильникова Галина Витальевна), программа «Страна творчества»
(Булгакова Татьяна Александровна), а также разнообразные методические
пособия, журналы по бумагопластике и оригами, квиллинга.
1.1 Актуальность
Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье
дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных
материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует
желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к
народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к
последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания
рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного
развития детей.
1.2 Направленность
Предлагаемая дополнительная образовательная программа является
модифицированной, направленность программы «Волшебная бумага» по
содержанию является художественной;
по функциональному предназначению - учебно - познавательной;
по форме организации - кружковой;
по времени реализации – 2-угодичной, которая является стратегически
важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения
(Б.Н. Неменский).
Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество
обладает
необходимой
эмоциональностью,
привлекательностью,
эффективностью.
Предлагаемая программа содержит 4 технологических направлений и
представляет собой обобщение большинства известных способов
художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от
простого к сложному». При работе с бумагой обучающиеся знакомятся со
следующими техниками:
3

Оригами - это искусство складывания фигурок из бумаги. Слово
"оригами" в переводе с японского - "сложенная бумага". Сначала оригами
занимались только японцы, но сейчас оригами увлекаются и дети, и
взрослые, живущие в разных странах.
Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) –
рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и наклеивания
их на бумагу или др. материал.
Квиллинг — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в
спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей
объемные или плоскостные композиции.
Бумагопластика - художественная техника, позволяющая создавать с
помощью бумаги, картона и клея необычайные композиции с эффектом
объемного изображения (обычно используется при изготовлении открыток,
декоративных панно).
Торцевани.- этот вид бумажного творчества переживает второе
рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики,
создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги!
Плетение из газетных трубочек. Тема плетения – довольно
распространена в истории прикладного искусства нашего народа
(соломоплетение, лозоплетение, макраме, плетение на коклюшках).
Сравнительно «молодым» видом плетения, получившим широкое
распространение в последнее десятилетие, стало плетение из газет, которое
предоставляет возможность изготовления широкого спектра изделий. Это
сундучки, полочки, корзиночки, женские сумочки, а также – легкие изящные
цветы, панно, хлебницы, вазочки.
Поделки из салфеток. Салфетки - это универсальный материал для
детского творчества: удобный, дешевый, оригинальный. Для изготовления
поделок салфетки можно скручивать, мять, загибать, надрывать, красить и
так далее. Это позволяет использовать салфетки для реализации самых
разнообразных идей и изготовления самых разных видов изделий.
Папье-маше. На фоне остальных видов рукоделия папье-маше
выделяется своей универсальностью и оригинальностью. По одному способу
изделия изготавливаются посредством послойного наклеивания маленьких
кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель. По второму
способу изделия формируются из жидкой бумажной массы.
1.3 Новизна
Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет
максимально интегрировать самые разные виды и техники изобразительного
и декоративно-прикладного творчества.
1.4 Педагогическая целесообразность
4

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
она дает возможность овладеть широким набором техник работы с бумагой,
что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному
самовыражению и творчеству.
Художественный труд является одним из важнейших средств познания
мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В
процессе
творческого
обучения
у
ребенка
совершенствуются
наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и
творческие способности, ребенка формируется и развивается определенные
способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве,
чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки:
координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и
способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их
всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственнотрудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи
подготовки детей к школе.
1.5 Отличительные особенности
Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение,
поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности,
самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника
являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и
достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом
самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по
сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего
развития ребенка, успешности его обучения в целом.
1.6 Цели и задачи программы
Цель программы – всестороннее развитие личности ребёнка в процессе
овладения приемами техники работы с бумагой, развитие мотивации к
познанию и творчеству, творческому самовыражению.
Настоящая программа способствует решению следующих задач.
Обучающие:
- формировать умения использовать различные технические приемы при
работе с бумагой;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы.
Развивающие:
5

- развивать образное и пространственное мышление и воображение,
фантазию ребенка;
- развивать художественный и эстетический вкус;
- развивать аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную
активность, побуждать к творчеству и самостоятельности.
Воспитательные:
- формировать творческое мышление, стремление к самовыражению
через творчество, личностные качества: память, внимательность,
аккуратность;
- воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к
людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создавать комфортную среду общения между педагогом и
обучающимися;
- прививать культуру труда.
Задачи первого года обучения:
 формировать

интерес к бумагопластике;
 практически знакомить со свойствами бумаги;
 способствовать овладению простейшими техническими приемами
работы с различными материалами;
 развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;
воображение, видеть необычное в обычных предметах;
 способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его
деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам
детского сада).
Задачи второго года обучения:
 помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя
непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично
способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению
цветовой гаммы работы;
 воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить
начатое дело до конца;
 постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать
требования к творческим умениям и навыкам детей, не делая их предметом
специальных учебных знаний;
 создавать благоприятные условия для развития эстетического,
эмоционально-положительного восприятия искусства;
 развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в
творческой деятельности детей.
6

 Продолжать поддерживать у ребенка ощущения, что продукт его
деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам
детского сада).
1.7 Сроки реализации программы
Продолжительность реализации программы – два года.
Количество занятий:
- первый год обучения – 72 занятия;
- второй год обучения – 72 занятия
1.8 Форма и режим занятий
Занятия проводятся, два раз в неделю с детьми.
Продолжительность занятий:
-первый год обучения – 25 мин.
- второй год обучения – 30 мин.
В середине занятия проводится физкультминутка для снятия
напряжения, комплексы физкультминуток сопровождаются музыкальными
произведениями, присутствует музыкальное фоновое сопровождение
самостоятельной работы детей.
1.9 Предполагаемый результат обучения детей является развитие:
 коммуникативных

способностей,

умения

взаимодействовать

в

коллективе;
 внимания, зрительной, слухоречевой памяти;
 активизации воображения, пространственного мышления, умения
классифицировать, сравнивать, выстраивать последовательность действий и
событий;
 словарного запаса, развитие речи, умения формулировать свою мысль,
отвечать на вопросы педагога.
Ожидаемые результаты
Знания:
 различные приемы работы с бумагой;
 понятия что такое оригами, квиллинг, аппликация торцеваение;
плетение; папье-маше;
 историю возникновения каждого вида искусства.
 линии сгиба в оригами;
7

 условные обозначения, принятые в оригами, квиллинге, торцевание;
 Основные базовые формы.
 Умения и навыки:
 Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с
ножницами; ПДД; ППБ.
 Правильно сидеть за столом, держать лист бумаги и карандаш;
 Уметь применять различные приемы работы с бумагой
 Составлять аппликационные композиции из разных материалов;
 Создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и
схемами;
 Соединять детали из бумаги с помощью клея;
 Создать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и
схемами;
 Работать с технологическими и инструкционными картами;
Ожидаемые результаты первый год обучения:
- основные базовые формы техники оригами;
- основные формы деталей квиллинга;
- свойства бумаги.
Ожидаемый результаты второй год обучения:
- следовать устным инструкциям педагога;
- создавать различные изделия из разного вида бумаги, бросового материала;
- создавать коллективные композиции;
- выбирать бумагу для работы;
- дополнять поделку различными деталями.
- аккуратно работать с ножницами, клеем:
2.Содержательный раздел
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ Темы занятий

Количество часов
Всего

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Вводное занятие
Аппликация
Поделки из салфеток
Оригами
Торцевание
Квиллинг

2
18
18
12
20
28
8

Теоретич. Практич.
2
5
5
3
6
8

13
13
9
14
20

Плетение
из
газетных
трубочек
8. Бумагопластика
9. Папье-маше
10. Заключительное занятие
7.

20

5

15

12
12
2

3
3
-

9
9
2

2 год обучения
№ Темы занятий
Вводное занятие
Аппликация
Поделки из салфеток
Оригами
Торцевание
Квиллинг
Плетение
из
газетных
трубочек
8. Бумагопластика
9. Папье-маше
10. Заключительное занятие
Итого:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Количество часов
Всего

Теоретич. Практич.

2
18
18
12
20
28
20

2
5
5
3
6
8
5

13
13
9
14
20
15

12
12
2
144

3
3
40

9
9
2
104

2.1 Содержание программы «Волшебная бумага»
Учебный план
1.Вводное занятие. (1ч.)
Знакомство с программой «Бумагопластики», с планом работы объединения
на год. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по ТБ при работе с
инструментами и материалами.
2. Аппликация . (18 ч.)
Знакомство с понятием «модульная аппликация» (мозаика). Отработка
сворачивания модулей. Закрепление умений и навыков.
Изготовление поделки «Кувшин».
Изготовление панно «Морское дно».
Объёмная аппликация из журнальных трубочек. Изготовление поделок
«Бабочка», «Рамка для фото», «Шкатулка».
3. Поделки из салфеток (пейп-арт). (18 ч.)
9

Знакомство с историей возникновения техники пейп-арт. Методы и приёмы
пейп-арта. Особенности скручивания и приклеивания салфетных жгутиков.
Материалы для декорирования поверхности изделий в технике пейп-арт.
Изготовление поделок и панно в технике пейп-арт: «Подарок», «Бабочка»,
«Ваза», Осенние цветы».
4. Оригами. (14 ч.)
Разнообразие видов изделий в технике оригами. Изготовление цветов в
технике оригами.
Изготовление открытки ко Дню Матери в технике оригами.
Изготовление панно «»Осенний букет» с использованием цветов в технике
оригами.
Изготовление коллективной работы. Панно «Вдохновение»
5. Квиллинг. (28 ч.)
Знакомство с разнообразием изделий в технике квиллинг. Виды завитков.
Освоение техники скручивания.
Изготовление цветочной композиции на диске.
Изготовление панно «Цветущая ветка».
Изготовление открытки «Сердечко».
Изготовление панно «Фантазия».
Изготовление и оформление открытки к 23 февраля.
Изготовление и оформление открытки к 8 Марта.
6. Бумагопластика (28 ч.)
Знакомство с разнообразием изделий в технике бумажная пластика.
Изготовление поделки «Птица счастья».
Изготовление панно из бумаги «Очарование»
Изготовление топиария из роз (из гофрированной бумаги).
Изготовление букета «Землянички».
Изготовление открытки «9 Мая».
Изготовление панно «Летнее настроение».
Игра-викторина «Что мы знаем о бумаге?»
7. Итоговое занятие. (2ч.) Подведение итогов работы за год. Выставка
творческих работ.
Календарно-тематический план 1-го года обучения
СЕНТЯБРЬ
1.Знакомство с бумагой.
10

Знакомить со свойствами бумаги: легко мнется, скатывается, рвется.
Формировать простые формы из бумаги – толстые жгуты разной длины,
шары.
2.Пирамидка (поделка из салфеток).
Развивать ориентацию на плоскости листа. Формировать простые формы из
бумаги – толстые жгуты разной длины. Продолжать развивать навыки
использования клея. Воспитывать отзывчивость и доброту.
3.Портрет солнышка (с элементами аппликации из цветной бумаги).
Учить делить салфетку на равные части. Учить скатывать шарик и жгуты;
располагать работу на плоскости листа. Воспитывать доброжелательное
отношение к окружающему миру.
4.Травка (с элементами рисования из бумаги).
Учить детей делить бумагу на равные части – разрывание. Развивать умение
формировать несложные формы из бумаги – скатывать небольшие жгуты;
располагать работу по всей плоскости листа. Развивать точность и
координацию движений.
ОКТЯБРЬ
1.На яблоне поспели яблоки (салфетка).
Учить детей скатывать шаровидные комочки одинаковые по величине.
Развивать ориентацию на основе. Воспитывать любовь к природе.
2.Гусеница (с элементами аппликации из салфетки.)
Учить делить салфетку на 4 части. Продолжать учить скатывать шаровидные
комочки одинаковые и разные по величине. Составить изображения из
частей.
3.Осень в гости к нам (с элементами рисования с использованием бумаги).
Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги. Продолжать знакомить
со способом – обрыванием бумаги (отрывать от листа бумаги небольшие
кусочки, наносить на них клей и наклеивать на основу).
4.Ягодки рябины (с использованием салфетки).
Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формировать форму шара.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
НОЯБРЬ
1.Воздушные шарики (с использованием салфетки).
Продолжать учить детей скатывать бумагу в форме шара, наносить на них
клей, умение работать с ножницами. Развивать точность и координацию
движений. Учить детей дополнять композиции. Дополнительным
материалом (ниточкой).
2.Улитка (с элементами рисования с использованием салфетки).

11

Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики.
Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий
жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение.
3.Мышка (оригами).
Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики.
Совершенствовать приемы скатывания бумаги в форму овала. Дополнять
деталями изображение.
4.Снег идет (с элементами аппликации с использованием цв.бумаги).
Продолжать знакомить детей с новым видом бумажной пластики –
обрыванием (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них
клей и наклеивать на фон).
ДЕКАБРЬ
1.Снеговик (салфетки).
Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых
комочков разной величины. Скатывание тонкого и остроконечного жгутиков.
2.Маленькая елочка (салфетки).
Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий
жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение.
3.Новогодняя открытка.
Композиционное решение - цветом, формой.
Изготовление праздничной открытки с использованием выразительных
средств бумажной пластики.
Продемонстрировать детям выразительные возможности композиционного
решения.
4.Бусы на елочку (коллективная работа с использованием салфетки.)
Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых
комочков одной величины. Развивать чувство ритма и чувство цвета.
ЯНВАРЬ
1.Елочка нарядная в гости к нам пришла (оригами).
Учить передавать строение дерева выразительными средствами бумажной
пластики, формировать треугольную форму из бумаги. Закреплять приемы
лепки из бумаги простых форм.
2.Вот зима кругом бело (оригами).
Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых
комочков разной величины.
Формировать интерес и положительное отношение к бумажной пластике.
3.Зайчик (оригами).
Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых
комочков разной величины.
Дополнять деталями изображение.
12

4.Бусы в подарок (аппликация).
Закреплять приемы лепки из фольги и цветной бумаги простых форм.
Развивать чувство ритма и чувство цвета; мелкую моторику пальцев рук.
ФЕВРАЛЬ
1.Сердечко.
Познакомить детей с новым видом работы - плетением из цветной бумаги,
учить детей делать сердечко. Воспитывать интерес к ручному труду.
2.Кораблик (с элементами рисования салфеткой).
Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий
жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение. Развивать
точность и координацию движений.
3.Самолеты (аппликация).
Обучение композиционному размещению на листе бумаги. Закрепление
навыков работы с разнофактурной бумагой. Продолжать учить детей
дополнять композиции.
4.Светофор.
Продолжать учить детей скатывать бумагу в форме шара, наносить на них
клей, умение работать с ножницами. Развивать точность и координацию
движений. Учить детей дополнять композиции.
МАРТ
1.Цветок в вазе (с элементами аппликации).
Обучение композиционному размещению на листе бумаги. Закрепление
навыков работы с разнофактурной бумагой.
2.Мимоза (салфетки).
Развивать способность чувствовать специфику материала, умение создавать
полуобъёмную композицию. Продолжать осваивать навыки изготовления
цветов из бумаги.
3.Подснежник (с элементами рисования).
Продолжать обучать композиционному освоению листа. Использовать
приемов и способов бумажной пластики в изображении цветов.
4.Рыбки в аквариуме (коллективная работа - квиллинг).
Формировать форму капельки из бумаги, создавать образы путем соединения
простых геометрических форм. Работать коллективно.
АПРЕЛЬ
1.Ландыши (аппликация салфеткой).
Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых
комочков разной величины.
Создавать образы путем соединения простых геометрических форм.
13

2.Ракета (бумагопластика).
Продолжать знакомить детей с новым видом бумажной пластики –
обрыванием (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них
клей и наклеивать на фон).
3.Радуга-дуга (с элементами аппликации).
Учить использовать полученные знания, умения для создания образа,
сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемнопространственное мышление.
4.Бабочка (квиллинг).
Совершенствовать навыки работы с бумагой: складывание, перекручивание,
скатывание, учить передавать образы через выразительные средства
изобразительного материала.
МАЙ
1.Муравейник (бумагопластика).
Продолжать знакомить детей с новым видом бумажной пластики –
обрыванием. Передача характера образа через выразительные средства
изобразительного материала.
2.Стрекоза.
Совершенствовать навыки работы с бумагой: складывание, перекручивание,
скатывание, учить передавать образы через выразительные средства
изобразительного материала.
3.Ягоды (квиллинг).
Формировать форму капельки из бумаги. Продолжать учить детей дополнять
композиции. Развивать точность и координацию движений.
4.Ромашки на лужайке (коллективная работа).
Учить делить салфетку на примерно равные части разрыванием.
Развивать умение формировать несложные формы из бумаги — скатывать
небольшие шарики и жгуты; располагать работу по всей плоскости листа.
Календарно-тематический план 2-го года обучения
СЕНТЯБРЬ
1.Листопад (квиллинг).
Учить использовать полученные знания, умения для создания образа,
сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемнопространственное мышление.
2.Корзина (аппликация).
Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие
способности и фантазию детей.
3.Чудо-дерево (бумагопластика).
14

Учить детей делить бумагу на равные части – разрывание. Развивать умение
формировать несложные формы из бумаги – скатывать небольшие жгуты;
располагать работу по всей плоскости листа. Развивать точность и
координацию движений.
4.Яблоки в вазе (аппликация с использованием салфеток).
Учить детей скатывать шаровидные комочки одинаковые по величине.
Развивать ориентацию на основе. Воспитывать любовь к природе.
ОКТЯБРЬ
1.Жучки и паучки (с элементами рисования салфетками).
Учить составлять сюжетную коллективную композицию из вылепленных
фигурок. Передавая взаимоотношения между ними.
2.Ладошка осьминожка (оригами).
Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики.
Передавать образы цветом, формой, объемом.
3.Лодочки под солнцем (с элементами рисования салфетками).
Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики.
Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий
жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение.
4. Полосатый коврик (квиллинг).
Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие
способности и фантазию детей.
НОЯБРЬ
1.Рыбки играют (с элементами квиллинга).
Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить
воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность.
2.Украсим рукавичку (с элементами оригами)
Учить использовать полученные знания, умения для создания образа,
сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемнопространственное мышление.
3.Бусы на ёлку (салфетки).
Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие
способности и фантазию детей.
4.Наша ёлочка (квиллинг).
Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики.
Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий
жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение.
ДЕКАБРЬ
1.Снеговичок (оригами).
15

Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формировать форму шара,
маленького конуса.
Передача характера образа через выразительные средства изобразительного
материала.
2. Весёлый поезд.
Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики.
Передавать образы цветом, формой, объемом.
3.Парусник (с элементами рисования салфеткой).
Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формировать форму шара,
маленького конуса.
Передача характера образа через выразительные средства изобразительного
материала.
4. Ракета (квиллинг).
Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики.
Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий
жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение.
ЯНВАРЬ
1.Красивые салфетки (квиллинг).
Учить использовать полученные знания, умения для создания образа,
сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемнопространственное мышление.
2.Букет роз (квиллинг).
Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики.
Передавать образы цветом, формой, объемом.
3.Сосульки на крыше (с элементами рисования салфетками)
Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего
пейзажа. Ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.
Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка. Выделяя
передний и дальний план.
4.Космический коллаж (коллективная работа –квиллинг, салфетки,
бумагопластика).
Учить использовать полученные знания, умения для создания образа,
сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемнопространственное мышление.
ФЕВРАЛЬ
1.Снегири (коллективная работа с элементами рисования салфетками).
Учить составлять сюжетную коллективную композицию из вылепленных
фигурок. Передавая взаимоотношения между ними.
2.Поздравительная открытка для папы (оригами).
16

Учить детей делать подарок папе из бумаги в виде объемной аппликации.
Закреплять навык работы с бумагой. Развивать творческие способности,
фантазию детей.
3.Аквариум с рыбками (квиллинг).
Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного
изображения, для придания им законченности и сходства с реальными
образами.
МАРТ
1.Открытка для бабушки (оригами).
Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному
труду.
2.Гиацинты (квиллинг).
Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить
воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность.
3.Красивый букет (бумагопластика).
Создавать образы цветов с помощью средств бумажной пластики.
Передавать образы цветом, формой, объемом.
4.Часы (аппликация).
Совершенствовать умение работать ножницами, создавать выпуклые
изображения из бумаги на горизонтальной поверхности. Воспитывать
трудолюбие, интерес к работе.
АПРЕЛЬ
1.Кактус (квиллинг).
Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие
способности и фантазию детей.
2.Веточка вербы (с элементами рисования салфетками).
Совершенствовать умение вырезать круги из квадратов. Развивать чувство
композиции.
3.Пасхальное яйцо.
Способствовать развитию у детей эстетического восприятия, умение
восхищаться природными формами и красками. Закрепить использование в
творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии,
комбинированных способов работы с пластилином.
4.Сорока-белобока (оригами).
Учить детей складывать квадратный лист бумаги по диагонали , загибать
углы. Дорисовывать глаза, клюв и т. д. до завершения образа.
МАЙ
1.Панно «Ландыши» (оригами).
17

Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать
трудолюбие, интерес к работе.
2.Тучи по небу бежали (коллективная композиция с элементами рисования
салфеткой, оригами, квиллинг).
образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.
Формировать умение работать над замыслом. Мысленно представлять
содержание своего рисунка. Развивать творческую фантазию.
3.Кошка (с элементами аппликации)
Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики.
Передавать образы цветом, формой, объемом.
4.Бабочка красавица (квиллинг).
Расширить представления об особенностях внешнего вида бабочки.
Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.
3.Организационный раздел
3.1 Методическое обеспечение программы.
Для реализации программы «Волшебная бумага» используются
следующие методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);

наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;

репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах;

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и
практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор
пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного
18

характера. Теория сопровождается показом наглядного материала.
Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к
изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения,
наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды
наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий,
образцов изделий; демонстрация трудовых операций, различных приемов
работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в
практической деятельности.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями
педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами
и соблюдении правил гигиены и техники безопасности.
Ведущие педагогические технологии:
 технология диалогового обучения;
 игровые технологии;
 технологии развивающего обучения;
 здоровьесберегающие технологии;
 информационно-коммуникативные технологии.
3.2 Методическое обеспечение 1 год обучение
Дидактический материал
Техническое оснащение
Формы подведения итогов
1.Вводное занятие
Беседа, игра.
Словесные, наглядные, игровые.
Иллюстрации, слайды, работы обучающихся..
Собеседование.
2.Аппликация
Беседа, наблюдения, практические занятия.
Наглядные, словесные, практические, изобразительные.
Иллюстрации, слайды, образцы работ, видеофильмы о технике аппликации.
Собеседование, просмотр изделий.
3.Оригами
Беседа, практические занятия наблюдения.
Наглядные, практические, словесные.
Иллюстрации, слайды, образцы изделий видеофильмы о мастер-классах по
технике оригами.
Собеседование, просмотр изделий.
4.Квиллинг
19

Беседа, практические занятия, наблюдения.
Словесные, наглядные, практические изобразительные.
Иллюстрации, слайды, работы обучающихся, видеофильмы о мастер-классах
по технике квиллинг.
Собеседование, просмотр изделий.
5.Бумагопластика
Беседа, практические занятия, праздник, игра.
Наглядные, словесные, практические, изобразительные.
Иллюстрации, слайды.
Собеседование, просмотр изделий.
3.3 Методическое обеспечение 2 год обучения
Дидактический материал
Техническое оснащение
Формы подведения итогов
1.Вводное занятие
Беседа, игры.
Словесные, наглядные, игровые.
Иллюстрации, слайды, работы обучающихся.
Собеседование.
2.Аппликация
Беседа, наблюдения, практические занятия.
Наглядные, словесные, практические, изобразительные.
Иллюстрации, слайды, образцы работ.
Собеседование, просмотр изделий.
3.Оригами
Беседа, практические занятия наблюдения.
Наглядные, практические, словесные, интерактивные.
Иллюстрации, слайды, образцы изделий.
Собеседование, просмотр изделий.
4.Квиллинг
Беседа, практические занятия, наблюдения.
Словесные, наглядные, практические игровые.
Иллюстрации, слайды, работы обучающихся.
Собеседование, просмотр изделий.
5.Бумагопластика
Беседа, практические занятия, игра.
Наглядные, словесные, практические, изобразительные, игровые.
Иллюстрации, слайды.
20

Собеседование, просмотр изделий, выставка.
6.Итоговое занятие
Беседы, игры, обсуждение.
Наглядные, словесные, игровые.
Образцы изделий обучающихся.
Собеседование, просмотр изделий, диагностика результативности.
3.4 Методическое сопровождение программы:
- методические разработки и планы-конспекты занятий, инструкционные
карты;
- тесты, дидактические и психологические игры;
- музыкальный ряд: МР3-записи мелодий, способствующих созданию и
поддержанию спокойной творческой атмосферы.
3.5 Материально-техническое обеспечение программы
Материалы и инструменты для занятия.
Бумага: для оригами лучше брать бумагу для ксерокса (разного цвета) или
специальную бумагу для оригами.
Ножницы: желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании
ножницами необходимо помнить о технике безопасности:


не размахивать ножницами;



передавать ножницы кольцами вперёд;



при резании следить за положением левой руки;



не работать ножницами с ослабленными шарнирами;



класть ножницы на стол подальше от локтя сомкнутыми лезвиями,
кольцами к себе;



убирать их в коробки или подставки кольцами вверх.

Клей: лучше использовать клей ПВА или клеевой карандаш, для сборки
панно и закрепления деталей – клей «Титан».
Кисточки: можно использовать кисточки разных размеров. После
завершения работы необходимо тщательно промыть кисточки водой и
просушить. Хранить кисточки лучше всего в вертикальном положении,
ворсом вверх.
Цветные карандаши,
оформления поделок.

фломастеры,

21

маркеры: для

украшения

и

Список литературы для обучающихся:
1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных
материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.
2. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития,
2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).
3. Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.:
ил.+ цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!).
4. Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО
«Карапуз-Дидактика», 2006г.
5. Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО
«Карапуз-Дидактика», 2006г.
6. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое
пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
7. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо,
2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).
8. Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.
9. Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.:
Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».
Список литературы для педагогов:
1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных
материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.
2. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития,
2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).
3. Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.:
ил.+ цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!).
4. Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО
«Карапуз-Дидактика», 2006г.
5. Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО
«Карапуз-Дидактика», 2006г.
6. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое
пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
7. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо,
2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).
8. Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.
9. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи/М.: Айрис-пресс, 2010.-192с.:
ил.+вкл. 8с.- (Внимание: дети!)
10.Ступак Е.А. Оригами. Игры и конкурсы/ 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2009.- 80
с. + вкл. 8с.- (Внимание: дети!)
11.Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.:
Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».)
22

12.Чеккони Д. Моя первая книга оригами/Пер. с итал.- М.: Изд-во Эксмо,
2004.-80с., ил.- (Домашняя школа)
13.http://stranamasterov.ru/
14.http://oriart.ru/
15.www.origami-school.narod.ru
16.http://www.liveinternet.ru
17.http://www.livemaster.ru
18.http://www.rukodel.tv/
19.http://www.maam.ru
20.http://prostodelkino.com

23

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностика уровня развития художественно-творческих способностей.
Критерии
(индикаторы)
Высокий уровень
(3 балла)
Средний уровень
(2 балла)
Низкий уровень
(1 балл)
Творческая активность.
Повышенный интерес, творческая активность.
Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет
работу по указанию педагога
Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания.
Новизна, оригинальность.
Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов
решения творческой задачи, так и результата детского творчества.
«индивидуальный» подчерк детской продукции.
Ребёнок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с
подсказками педагога.
Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с
ошибками.
Сенсорные способности
(чувство цвета, формы).
Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный
цвет, выразительность изображения.
Есть незначительные искажения. Отступления от окраски.
Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету,
одноцветность.
Композиция.
По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между
предметами.
На полосе листа с незначительными элементами.
Не продуманно, носит случайный характер.
Общая ручная умелость.
Хорошо развита моторика рук, аккуратность.
Ручная умелость развита.
Слабо развита моторика рук.
Самостоятельность.

24

Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно
выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирать
выразительные средства, доводить начатое дело до конца.
Требуется незначительная помощь.
Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога,
необходима поддержка и стимуляция.

25

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Общие правила техники безопасности.
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к
тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению.
4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
9. Не разговаривай во время работы.
10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
Правила обращения с ножницами.
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в
указанном месте в определенном положении.
2. При работе внимательно следи за направлением реза.
3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
5. Не оставляй ножницы в открытом виде.
6. Не режь ножницами на ходу.
7. Не подходи к товарищу во время резания.
8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы
были в стороне от лезвий ножниц.
Правила обращения с клеем.
1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.
2. Наносить клей на изделия аккуратно.
3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.
4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.
5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.
Правила обращения с бумагой.
1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно
расходуя место.
2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!
3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».